Найти тему
Русский инженер

Последний станковый пулемёт под винтовочный патрон

СГ-43
СГ-43

Сейчас перечитываю книгу «Накануне и в дни испытаний» - это воспоминания заместителя наркома вооружений СССР Новикова В. Н. Очень много из неё можно узнать интересного о советской оборонной промышленности в годы предшествовавшие Великой Отечественной войне и во время неё.

Например, о непростой истории станковых пулемётов винтовочного калибра в Красной армии.

Она развивалась достаточно драматично. Морально устаревший, тяжёлый, сложный в производстве и нуждающийся в воде для охлаждения ствола пулемёт Максима был уже снят перед войной с производства.

На смену ему налаживался выпуск станкового пулемёта Дегтярёва, который представлял из себя переработку его же ручного пулемёта, но его надёжности он, к сожалению, не унаследовал. Поэтому, в начале войны производство станкового пулемёта Дегтярёва вынужденно было остановлено и конструктору было предложено его основательно доработать.

А в качестве временной меры было возобновлено в Ижевске производство пусть и устаревшего но надёжного пулемёта «Максим».

И вот, во время этой работы по совершенствованию нового станкового пулемёта — летом 1942 года к Дегтярёву ни свет не заря явился один из его рабочих - Петр Максимович Горюнов. Он нёс под мышкой какой то большой свёрток.

По воспоминаниям Дегтярёва, Горюнов обратился к нему со следующими словами: «Василий Алексеевич, посмотрите на модель моего пулемета. Много раз собирался к вам, да все как-то стыдился». Затем он развернул свою поклажу.

Далее, Дегтярёв рассказывал следующее: «Я осмотрел модель Горюнова и, признаюсь, не поверил своим глазам. Модель была задумана с учетом новейших достижений оружейной автоматики».

- Когда же ты это сделал, Максимыч? - спросил гостя Дегтярёв.

- Задумал давно, а модель собрал в последнее время, когда прослышал, что перед нами поставлена задача создать новый станковый пулемет, - ответил ему Горюнов.

Новикова В. Н. рассказал в своей книге и предысторию этой пулемётной эпопеи в СССР.

Огромную роль сыграл в ней и лично И. В. Сталин, который вникал во все дела, касающиеся вооружения Красной Армии.

Особое значение он придавал изысканию облегчённого станкового пулемёта, более подходящего для действий в наступлении, чем громоздкий Максим. А 1943 год - это был год решительного перелома в войне и после Курской битвы немцы навсегда утратили способность к стратегическому наступлению.

Сталин лично симпатизировал Дегтярёву, как маститому и заслуженному конструктору.

Поэтому, он и встретил с определённым недоверием конструкцию никому неизвестного Горюнова.

Хотя пулемёт Горюнова и продемонстрировал полное преимущество на испытаниях перед дегтярёвским, но решение Сталина в его пользу стало возможным только после честного ответа Дягтерёва на прямой вопрос вождя о том, какой пулемёт лучше?

"Старичок" Максим и его преемник - СГ-43
"Старичок" Максим и его преемник - СГ-43

Дегтярёв сам признал превосходство конструкции пулемёта Горюнова и даже предложил для него уже готовый станок своей конструкции. В таком виде станковый пулемёт Горюнова и пошёл в серию.

Первые СГ-43 отправили на фронт в октябре 1943 года. В одном из донесений, посланном с фронта в Главное артиллерийское управление, говорилось о пулемете Горюнова так: "Простота конструкции делает его безотказным, способным с наименьшей затратой энергии быстро менять огневые позиции. Наличие металлической ленты дает возможность быстро и при любых метеорологических условиях набивать ее патронами. Использование ленты пулемета Максима также является положительным качеством. Воздушное охлаждение пулемета упрощает подготовку к стрельбе".

СГ-43 очень хорошо себя проявил в ходе Великой Отечественной войны, а после войны его ещё долго устанавливали на бронетехнику.

Талантливый конструктор-самоучка Горюнов П. М. умер в конце декабря 1943 года и был предоставлен за свои заслуги перед страной к Государственной премии СССР - уже посмертно.

-3