Найти тему
Акушерство.ру

"Мои нервы на пределе.." - Синдром гиперактивности у детей: симптомы и последствия

Оглавление

Подвижность, любознательность и активность – это нормальные характеристики здорового развития ребенка. Но есть дети, у которых эти качества достигают аномального уровня. Таких деток называют гиперактивными.

На сегодняшний день данная проблема обрела не только психологическую значимость, но уже и социальную, так как симптоматика проблемы мешает ребенку адаптироваться в обществе других детей и взрослых, обучаться в школе. Довольно часто родители просто списывают активность своего ребенка на его природную подвижность и физиологию, подкрепляя фразами «Я тоже был(а) таким в детстве». И правда, примерно до 5 лет у детей могут наблюдаться симптомы гиперактивности, но проявляются они относительно неярко. Но наступает время, когда от родителей требуется вмешательство и коррекция поведения их ребенка.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) относится к группе расстройств психоневрологического ряда, которое, как правило, диагностируется у детей в возрасте 5-7 лет. Именно в этом временном промежутке у детей уже могут начать проявляться трудности в обучении.

Источник фото: ru.123rf.com
Источник фото: ru.123rf.com

Симптоматика синдрома ДВГ

СДВГ имеет ряд проявлений, которые проявляются:

Невнимательностью:

  • Ребенок не в состоянии сконцентрировать свое внимание на любых мелочах в работе, из чего вытекают последствия в виде многочисленных и многократных ошибок;
  • Не может выслушивать речь, которая непосредственно направлена к нему. Из-за этого возникает впечатление, что Вас не замечают и игнорируют;
  • Не делает поставленную задачу до конца. Тут может показаться, что ребенку попросту неинтересен данный вид деятельности, но это скорее говорит о неспособности усваивать правила и придерживаться их;
  • Ребенку трудно организовать собственную деятельность;
  • Регулярно теряет вещи;
  • Постоянно забывает все и обо всем;
  • Пытается всячески увильнуть от заданий, где требуется хоть малейшая доля концентрации и умственных способностей.

Гиперактивностью:

  • Ребенок не в состоянии спокойно сидеть на одном месте: он поворачивается, ерзает, двигает ногами и руками;
  • Ребенок может без разрешения вставать во время урока, не обращать внимание на замечания, ходить по классу;
  • Активность не имеет четкого смысла: прыжки, беганье, карабканье не имеют четкой цели, а иногда могут быть небезопасными;
  • Трудно концентрировать свое внимание на определенном деле, особенно на том, которое требует усидчивости;
  • Не может сидеть на одном месте и заниматься монотонной, спокойной работой;
  • Болтливость.

Импульсивностью:

  • Ребенок часто вмешивается в разговор детей и взрослых;
  • Перебивает и отвечает на вопрос, так и не дослушав его до конца, пытается перекрикивать и кричать громче всех, чтобы все услышали именно его ответ;
  • С трудом дожидается своей очереди;
  • Мешает работать другим;
  • Нетерпелив, всячески пытается настоять на немедленном исполнении своих желаний.

К дополнительным признакам относят:

  • Неспособность проводить «тонкие» движения (резать ножницами, раскрашивать и пр.);
  • Нарушение равновесия при попытках покататься на коньках или велосипеде;
  • Нарушение пространственной координации, которая может проявляться в спортивных играх;
  • Появление трудностей во взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми, так как гиперактивность часто вызывает раздражение у окружающих и провоцирует у них неприятие, что в свою очередь ведет к ожесточению характера у ребенка и еще большей неуправляемости.

Но даже четкие признаки не могут подтверждать СДВГ. Только проведение дополнительных исследований и наблюдение за ребенком могут дать подтверждение или опровержение данного синдрома. Под маской данных признаков могут скрываться совсем иные расстройства.

Источник фото: ru.123rf.com
Источник фото: ru.123rf.com

Причины возникновения синдрома

Гиперактивность не появляется просто так. К возникновению данного синдрома предшествуют следующие факторы:

  • Генетическая наследственность. Если у родителей или родственников был подтвержден диагноз гиперактивности, тогда возникновение синдрома у ребенка повышается на 30%;
  • Проблемы во время беременности: угрозы выкидыша, гипоксия плода, неправильное или скудное питание, злоупотребление алкоголем, курение;
  • Недоношенность плода;
  • Переживание матерью частых стрессовых ситуаций;
  • Быстрые роды или их стимуляция.

К стимуляции развития данного синдрома приводят недопонимания в семье, конфликтные ситуации, излишняя строгость, нетерпимость к ребенку. Также довольно часто к развитию синдрома приводит неправильное воспитание:

  • Разные подходы в воспитании. Например, мама с папой диктуют свои условия, бабушка с дедушкой настаивают на своем;
  • Постоянная сменна «правил игры» в доме (часто непоследовательная);
  • Агрессивность родителей и не умение ее контролировать, и соответственно – невозможность привить ребенку правила борьбы с ней;
  • Недостаток внимания, тепла и заботы со стороны родителей, так как гиперактивные дети могут вызывать усталость даже у самых терпеливых родственников.

Надеяться на то, что у ребенка данное заболевание пройдет само по себе, мол «Перерастет!», - затея очень плохая, как и думать, что лечение займет мало времени. Для коррекции поведения лучше обратиться к специалистам, не стоит пускать все на самотек, так как последствия от заболевания могут остаться и переместиться во взрослую жизнь ребенка, где будут ему только мешать нормально жить, реализовываться, находить друзей и заводить семью. К тому же, у ребенка с синдромом могут возникнуть проблемы не только в кругу друзей садика и школы, но и в семье с родителями, братьями и сестрами, где все только ругаются и пытаются установить те правила, которые кажутся самыми «правильными» для коррекции поведения.

Коррекция поведения

Коррекция поведения при подтвержденном синдроме гиперактивности – это целый комплекс мер, включающие психологическую коррекцию и медикаментозную терапию. Первым шагом на пути к избавлению от синдрома будет поход к педиатру, который должен направить в кабинет к психологу. В процессе лечения ребенок должен получать всяческую поддержку от родителей, а бабушки с дедушками должны быть осведомлены о процессе лечения и в обязательном порядке придерживаться намеченного плана лечения.

Общие рекомендации, относительно коррекции поведения ребенка с синдромом гиперактивности:

  • Инструкции по выполнению определенного задания нужно говорить четко, ясно и главное кратко. Просьба или указание не должны содержать сложных слов и состоять из более чем 10 слов, так как в противном случае ребенку задание покажется трудным, и он не захочет даже слушать его до конца. Нужно помнить, что главной психологической особенностью таких деток является невосприимчивость наказаний и выговоров, они лучше реагируют на похвалу и спокойный тон;
  • Режим дня должен быть четким, все по расписанию: подъем, завтрак, прогулки, обед, уроки, свободное время, спортивные секции, отбой;
  • Решить вопрос с избыточной энергией можно путем физических упражнений. Отличной идеей станет посещение спортивной секции;
  • Можно придумать систему поощрений и наказаний. Перед этим нужно обсудить с ребенком, что делать нельзя и какое наказание последует за этим. Это касается и поощрительных мер. Наказание должно следовать сразу же после провинностей, а поощрение за хорошими делами. Тут важно стараться отслеживать моменты и придерживать временного интервала, так как несвоевременное наказание или поощрение может восприняться ребенком некорректно;
  • Время для игр на компьютере, телефоне или планшете нужно сократить. То же самое касается просмотра ТВ;
  • После прихода ребенка из садика, школы или спортивной секции нужно уделить ему максимальное внимание, расспросить и выслушать все, что хочет сказать ребенок;
  • Перед сном лучше отказаться от гаджетов, игр, ТВ. Это поможет успокоить воображение и пыл ребенка. Перед сном лучше просто поговорить, обсудить дела, поговорить о возможных страхах, так как именно детки с гиперактивностью часто подвержены беспокойству и страхам.

Стоит помнить, что активный ребенок – это нормально и здорово, но ровно до того момента, пока это не начинает мешать ему адаптировать в обществе, учиться и выполнять определенную работу. Но гиперактивность – это не приговор. Если обратиться за помощью к специалисту и проявить должное терпение, детки с синдромом гиперактивности могут вполне успешно адаптироваться к внешним условиям, достигать целей, обзавестись друзьями и получить образование.

Были у Ваших деток симптомы гиперактивности? Как Вы с ними справлялись? Считаете ли Вы нужным отвести ребенка к специалисту?

***************************************************************************

Вам может быть интересно:

-3