Найти тему

Что не так с полицейским имиджем?

Общеизвестно, что отношение граждан к сотрудникам полиции (во- многом, именно из этого складывается профессиональный имидж МВД) вытекает из того, как те относятся к ним.

В своё время глава МВД В.Колокольцев обязал всех полицейских руководителей начинать рабочий день с просмотра прессы и мониторинга Интернета с целью отслеживания всех критических материалов о деятельности подчинённого подразделения и оперативного реагирования на них. Безусловно, инициативы правильные и своевременные, способные повысить доверие населения к ведомству. Теперь переходим к «но»...

Рабочее утро руководителя начинается с просмотра информации. И не только оперативной... Фото из открытого доступа в Интернете.
Рабочее утро руководителя начинается с просмотра информации. И не только оперативной... Фото из открытого доступа в Интернете.

Вот только у руководителей и сотрудников на местах сформировалось какое-то странное понимание этой важной функции. Создаётся впечатление, что тем эта тема (простите за невольный каламбур) вообще неинтересна. Более того, своими непрекращающимися стенаниями в соцсетях по поводу тяжёлой и неблагодарной работы они, по сути, откровенно плюют на имидж своего ведомства и рубят тем самым сук, на котором сидят. Наблюдая за потугами руководства МВД сдвинуть имиджевый воз с мёртвой точки, они руководствуются принципом «Чем хуже, тем лучше!». В свою очередь, эта каша в головах сотрудников явно не добавляет им бонусов со стороны населения.

У общества всегда имелся интерес к работе различных государственных структур, а к правоохранителям- особенно. Было время, когда обычные следователи, опера и участковые сами шли на контакт с прессой и народом, удовлетворяя естественное любопытство тех по различным профессиональным вопросам. И им доверяли, поскольку знали, что эта информация из первоисточников. Постепенно эта открытость стала сходить на нет, а функция общения полностью была передана пресс-службам, которая отныне должна доносить до общества официальную позицию МВД. Видимо, в руководстве посчитали, что эти службы будут делать это более профессионально с точки зрения стилистики изложения, нежели заштатный опер. А ещё они (пресс-службы) призваны создавать положительный образ ведомства. Вот с этим-то как раз и возникают напряги. Поскольку их начальство, само предпочитающее не болтать лишнее, разрешает им выдавать строго дозированную (самую скудную) и стандартную информацию. Которая не содержит абсолютно никакой информации, зато легко отскакивает у них от зубов: «По данному факту возбуждено уголовное дело, проводятся необходимые оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление обстоятельств случившегося и подозреваемых в данном преступлении». Народ в этом месте уже давно привычно зевает, будучи уверенным- ничего конкретного он не услышит. А ведь речь идёт, в большинстве своём, не о каких-то там государственных секретах, а о банальном хулиганстве... Согласитесь, что подобная закрытость не добавляет привлекательности имиджу полиции.

Более того, эти люди своими руками хоронят даже зачатки какой-то симпатии к их организации- ведь в обстановке такой недосказанности человек неизбежно начинает домысливать, и воображение может увести его в самые немыслимые дали. А скрытность и недомолвки приводят к совершенно противоположному эффекту.

Милые девчонки, знали бы вы о своей созидательной роли! Фото из открытого доступа в Интернете.
Милые девчонки, знали бы вы о своей созидательной роли! Фото из открытого доступа в Интернете.

Недостойное поведение отдельно взятого полицейского, воспринимаемое негативно всем обществом (таковы уж у нас социальные стереотипы!), тут же проецируется на весь имидж МВД. Теперь представьте себе: сколько у нас таких негативных примеров регулярно наблюдается по ведомству! Вот и растёт этот снежный ком буквально на глазах…

-3
-4
-5
Подобные сцены из полицейской действительности отнюдь не добавляют ведомству имиджевого позитива... Фото из открытого доступа в Интернете.
Подобные сцены из полицейской действительности отнюдь не добавляют ведомству имиджевого позитива... Фото из открытого доступа в Интернете.

Конечно, можно взять более простой вариант. Имидж полиции прекрасен, когда о ней пишут хорошо. По крайней мере, до очередного Евсюкова или казанского Дальнего (здесь постучу по дереву!). Выскажу крамольную мысль: так и озаботьтесь этим- преподносите свою работу, даже если в реальности она тому не соответствует. Здесь есть много способов и приёмов, как грамотно всё обставить- от избирательности и выпячивания позитива до сглаживания острых тем… Было бы желание и элементарное соображение- и тогда каждый день мы бы читали и слышали о героических задержаниях и раскрытии резонансных преступлений (уверен, что сегодня этого имеется с лихвой!), а не о спасении кошек и прочих животных.

Одна из распространённых форм в работе по созданию положительного образа российской полиции- открытые разводы и инструктажи нарядов. Фото из открытого доступа в Интернете.
Одна из распространённых форм в работе по созданию положительного образа российской полиции- открытые разводы и инструктажи нарядов. Фото из открытого доступа в Интернете.
Здесь можно продемонстрировать населению свои профессиональные навыки... Фото из открытого доступа в Интернете.
Здесь можно продемонстрировать населению свои профессиональные навыки... Фото из открытого доступа в Интернете.

Тут мне возразят: отношение к полиции формируется, в первую очередь, на основании повседневного личного опыта, после которого гораздо легче верится в «гадости», чем в официальную пропаганду. И оно отнюдь не изменится, даже если до небес превозносить всё положительное в ведомстве (тем более, не будучи уверенными в объективности информации). А люди сегодня стали более разборчивы в подобных вопросах и не полагаются слепо на СМИ или блоги, поскольку большинство так или иначе пересекались с полицией и способны составить о ней своё личное мнение.

Можно даже так, если всё по закону! Фото из открытого доступа в Интернете.
Можно даже так, если всё по закону! Фото из открытого доступа в Интернете.

Практика показывает, что граждане одобряют, как правило, даже сверхжёсткие меры со стороны полиции, если они справедливы и осуществляются в интересах общества. Но их обоснованность необходимо профессионально и терпеливо разъяснять, зачастую «на пальцах».

Сразу вспоминается случай из 1990-ых, когда одному из наших сотрудников пришлось применять табельное оружие против группы подвыпивших и агрессивно настроенных парней, высказывавших намерение избить наряд милиции и отобрать оружие. В ходе инцидента один из нападавших был ранен в ногу, и город почти месяц «стоял на ушах», требуя сурового наказания сотрудника. Более того, родственники потерпевшего открыто грозили самосудом. В такой ситуации руководство ОВД избрало единственно правильный способ снятия напряжения в обществе- пошла с ним на максимально открытый и откровенный диалог. По полной были задействованы все местные СМИ, подключена прокуратура, был мобилизован и направлен в трудовые коллективы чуть ли не весь оперативно-начальствующий состав… И что ещё важно: каждый из сотрудников осознавал, что эта мина замедленного действия может взорваться при любом маломальском ЧП с участием милиционеров, а потому все старались быть предельно собранными и безукоризненными в службе. Приходилось бороться чуть ли не за каждого человека, но медленно, по крупицам, к жителям приходило понимание. И ситуация постепенно сошла на нет… При этом милицейский имидж не только не пострадал, но и получил дополнительный импульс.

Сразу видно, что этот симпатичный участковый работает на положительный образ полиции... Фото из открытого доступа в Интернете.
Сразу видно, что этот симпатичный участковый работает на положительный образ полиции... Фото из открытого доступа в Интернете.

Уже очевидно, что имидж наших правоохранителей пострадал от переименования милиции в полицию. Достаточно лишь одного факта: негативное отношение населения направлено, преимущественно, на деятельность современных полицейских, в то время как примеры из далёкого советского периода воспринимаются им достаточно позитивно. Хотя вовсе не факт, что нынешняя полиция в одночасье утратила былой профессионализм. Это свидетельствует о том, что имидж начинает работать лишь тогда, когда создаваемый образ соответствует социальным стереотипам, уже зафиксированным в массовом сознании.

Сегодня ситуация в обществе такова, что даже при соответствии полицейских общеизвестным идеалам положительного образа (доброжелательность и отзывчивость к народу, искоренение в своей среде мата, пьянства, рукоприкладства и мздоимства, и т.д.), им нелегко будет в ближайшие годы поменять отношение людей к себе. Почему? Да просто те слабо верят, что полиция им поможет. Они боятся, что любое обращение в ОМВД станет для них «хождением по мукам», отнимет много времени и непременно завершится нервным стрессом. Отсюда- и дискомфорт во взаимоотношениях сторон, как подтверждение того, что они говорят на «разных языках». И первый шаг навстречу в такой ситуации должна сделать полиция… Сделает?

Пришла пора находить общий язык с народом! Фото из открытого доступа в Интернете.
Пришла пора находить общий язык с народом! Фото из открытого доступа в Интернете.

Уважаемые читатели! Дайте свою оценку публикации, поделитесь ею в соцсетях и рекомендуйте друзьям! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!