Найти тему
Православная Отрада

Про безмолвие

Оглавление

 Виды безмолвия
Виды безмолвия

Есть безмолвие внешнее, внутреннее и совершенное. Внешнее безмолвие бывает в тех условиях, когда вокруг тебя никого нет, и никто тебя говорить не понуждает.

Когда человек попадает во внешнее безмолвие – рядом никого нет – то с какого-то момента в нём начинается брань на безмолвие. Выражается она в потребности, чтобы кто-то что-нибудь сказал, хотя бы одно словечко с кем-нибудь молвить, неутихающая потребность говорить. Этим начинается противление внутреннему молчанию. Если кто не подготовленный попадал в безмолвие внешнее, где никого рядом нет, он один, тогда мысли начинали одолевать его, а потом начинался разговор с самим собой. И делалось это вслух, потому что внешнего безмолвия и тишины человек новоначальный терпеть не может. И начинает заполнять эту тишину собственным говорением.

У нас с вами внешнего безмолвия нет. Вокруг нас много людей, много эмоций, слов. Говорят все, и мы говорим, да еще и взрываемся, и ссоримся и спорим. Конечно, мы очень далеко от безмолвия внешнего.

Есть безмолвие внутреннее. Предварительный опыт его знаком каждому. У одних на природе – в лесу, на берегу реки, моря, просто в саду, в парке – бывает потребность помолчать. Другим хорошо бывает посидеть молча после книги, фильма, после разговора.

Предваряющее безмолвие бывает недолгим. Скоро оно сменяется мыслями, воспоминаниями, фантазиями, планами. А то и отлагается совсем, потому что надо что-то делать по дому, по работе. Деятельное человека вспоминает о делах, о развлечениях. Содержательное побуждает мысли, размышления. Уже бывает и не до безмолвия.

Иисусова молитва

Другое дело, когда мы начинаем осваивать молитву Иисусову. Тогда начинается брань против неё. Внимание твоё будет перебиваться какими-нибудь помыслами. Этим ты будешь браниться против Иисусовой молитвы. Какое уж тут безмолвие.

Когда пройдешь через эту брань, тогда появится собственно безмолвие, которое еще не совершенно, но оно уже безмолвие, и в нём вместо говорения и мысленных диалогов с другими будет звучать одна молитва Иисусова. Тогда со временем имя Христово начинает быть твоею жизнью. Это и есть вхождение во внутреннее безмолвие. А совершенного безмолвия ты достигаешь тогда, когда молитва Иисусова будет заполнять тебя постоянно и независимо от тебя самого.

Продолжаем дальше читать старца Иосифа Исихаста: «духовное состояние разделяется на три чина. И соответствующим трояким образом действует в человеке благодать. Одно состояние называется очистительным. Оно очищает человека. Та благодать, которую ты сейчас имеешь, называется благодатью очищающею. Она побуждает человека к покаянию. Всякое, имеющееся у тебя усердие к духовному – все это от благодати. Твоего собственного здесь ничего нет. Все тайно совершает она. Так вот эта благодать, если только понуждаешь себя, остается с тобой определенное количество лет. Если человек преуспеет в умной молитве, то принимает другую благодать, и весьма отличную от прежней».

Здесь эти слова «весьма отличной» говорят о том, что в предыдущем состоянии мы даже верного понятия не имеем о том, что будет в последующем. Настолько предыдущее отличается от последующего.

Виды благодати

«Первая благодать, как мы сказали, называется чувство-действием – и она является очищающей. Ибо молящийся почувствовал в себе это Божественное движение действия». Это «Божественное движение действия» есть начальное прикосновение Бога. Тогда ради этого живительного прикосновения человек продолжает свои труды дальше. Потому что прикосновение Бога – это жизнь, какую он не знал. Пережив нечто большее, чем он имел, человек хочет этим жить. Тогда появляется покаяние, как отвержение мертвенного, греховного. Это покаяние тоже от Божественного прикосновения. Без него оно невозможно. Пока не появится в тебе собственно жизнь Бога как Божественная жизнь, тебе каяться не о чем. Ты можешь сознавать грехи, можешь книжно свои грехи знать, но это все ты же сам и делаешь, и знаешь. Здесь может быть скорбь по Богу, но собственно покаяния еще нет.

«Другая благодать называется просвещающей, ею человек принимает свет видения». Так как это дело для нас далекое, пропустим об этом чтение. И закончим следующими словами старца: «Распространено одно невежественное мнение от искусителя. Будто бы если кто-нибудь творит Иисусову молитву, то боится, как бы не впасть в прелесть, хотя как раз это-то и есть прелесть. Кто хочет, пусть попробует, пусть творит молитву. И после того, как действие молитвы продлится долгое время, внутри него сделается в итоге рай. Он освободится от страстей, станет другим человеком. Если же он еще и в пустыне – о-о, не пересказать благ молитвы».

протоиерей Анатолий Гармаев