Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации
Потребности - это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию
Потребности:
1. Врождённые (первичные) 1. Материальные
2. Приобретенные (вторичные) 2. Духовные
3. Социальные
Притязание - желаемый, определяющий поведение человека уровень удовлетворения потребностей
Мотив - стремление работника получить определённые блага
Стимул - это побуждение к действию или причина поведения человека
- принуждение (замечание, выговор, перевод на другую должность, увольнение)
- материальное поощрение (заработная плата, вознаграждение за достигнутые результаты, участие в прибылях, доплата за стаж работы в организации)
- моральное поощрение (благодарность, почётное звание, диплом)
- самоутверждение (написании диссертации, публикация книги, авторское изобретение)
Нематериальное стимулирование:
- продвижение по службе
- доска почёта
- обучение за счёт организации
- благодарность
- предоставление творческой работы при выполнении заданий
Система внутрифирменных льгот (кафетерия)
1. Полная или частичная оплата расходов на проезд работника
2. Оплата обучения и повышение квалификации
3. Оплата обучения детей работника
Теория мотивации Ф.Герцберга:
К удовлетворённости работой приводят:
1. Достижения
2. Признания
3. Ответственность
4. Продвижение
5. Личный рост
Неудовлетворённость вызывает:
1. Заработная плата
2. Стиль руководства
3. Рабочие условия
4. Статус
5. Политика компании
Типы поведенческих реакций:
1. Прямая компенсация - прикладываются сверх усилия для достижения цели (проявляется. когда нет знаний и навыков)
2. Рационализм - отказываются от достижения цели
3. Неадекватная реакция на частные обстоятельства - отказываются от достижения цели (нельзя торопиться с принятием решений)
4. Косвенная компенсация - подмена целей
5. Агрессивная реакция
Теория справедливости С.Адамса:
- работники субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу
- пока работники не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда