Найти тему
IxD Capital

Устойчивая глобализация и зеленая регенерация на примере Мальмё, Швеция - Часть 1

В настоящее время глобализация оказывает все большее влияние на вектор развития городов. На смену одним функциям городского пространства приходят другие. Преобразование территорий индустриального наследия неразрывно связано с развитием крупного современного города. Экологические показатели городов, особенно, старых промышленных городов, с ужасающей скоростью продолжают ухудшаться - большая концентрация на сравнительно небольших территориях населения, транспорта, промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов не способствуют улучшению состояния городской окружающей среды.

Во многих городах мира наблюдается постепенное сокращение природных пространств за счет активной застройки и постепенной деградации этих территорий в отсутствии соответствующих мер по защите и уходу.

В настоящее время Необходимость озеленения городских пространств приобретает все большее значение. Особенно данные мероприятия актуальны для постиндустриальных территорий с выведенной производственной функцией - здесь особенно остро ощущается необходимость организации рекреационных зон для комфорта жителей.

Постиндустриальные пространства, являясь результатом исторического освоения территорий, располагаются на особенно ценных в архитектурно-ландшафтном отношении участках городских образований. Подобный исторический контекст предполагает детальную разработку особых подходов к архитектурно-ландшафтной реконструкции территорий с нарушенной связью между природными компонентами. Налаживание тесных связей между озелененными территориями и другими экологически важными областями способствует гибкой организации жизненных процессов в городской структуре. Территории с выведенными производственными мощностями, занимающие огромные площади в городской структуре при правильном подходе дополнят природный каркас города в целях взаимосвязи всех природных компонентов и последующего устойчивого развития. Социальная сторона вопроса при архитектурно-ландшафтной реорганизации постиндустриальных территорий выражается в возможности выбора вида активного досуга, а также в более разнообразной и комфортабельной среде открытых пространств природных образований.

Предпосылки происходящих процессов

С самого своего образования Мальмё играл роль промышленного центра и индустриального стержня Швеции. С развитием технологий и общества город постепенно начал приходить в упадок, превращаясь в бедный промышленный город, характеризующийся спешным оттоком населения. В настоящее время город представляет собой развитый инновационный научный центр страны. я комплексный подход для восстановления Мальмё из индустриальных руин. Провинциальная городская агломерация встала на путь трансформации в центр зелёных технологий, современного архитектурного, градостроительного искусства, а также инновационных разработок в области «экоархитектуры» в Швеции. Несомненно, для восстановления города “из индустриальных руин” потребовали от руководства Мальмё слаженных действий в рамках комплексного подхода.

Стоит отметить, что успех Мальмё не даёт повода для рассуждений о том, что город восстал из индустриального прошлого лишь значительными капиталовложениями. Наряду с изложенными пунктами большой вклад в бюджет и экономику города внесла предпринимательская культура. Европейский опыт наглядно показывает, как экономические задачи решаются не в ущерб предпринимательской составляющей. Залог успеха Мальмё – взаимосвязь с разными людьми во всех слоях населения.

В течение последних 15 лет Västra hamnen (Западная гавань) в Мальмё и Hammarby Sjöstad в Стокгольме были главными флагманами шведских международных амбиций по строительству экологичных городов. Эти проекты городского развития представляют собой ведущие примеры преобразования бывших промышленных портовых территорий и адаптации плотной городской среды к окружающей природной среде. Västra hamnen - это центрально расположенный район бывшей верфи, который с конца 1990-х годов превратился в смешанный городской район для жилья, школ, офисов, магазинов и других рабочих мест, а также зон отдыха с пляжами, парками и гаванями для яхт. С момента первого этапа реновации район привлек международный интерес своей плотной архитектурой, смелыми целями в области перехода на возобновляемую энергетику, основанными на разнообразном местном производстве возобновляемой энергии, системами бытовых отходов, а также зелеными и синими экономическими структурами. К 2031 году, когда преобразование территории будет завершено, ожидается, что в районе будут проживать 25 000 человек, для которых будет существовать 25 000 рабочих мест. В 2014 году в Västra hamnen проживало 7300 жителей и функционировало более 12000 рабочих мест - показатель, который уже вдвое превышает превышает количество рабочей силы бывшей верфи в период расцвета.

Как все начиналось: необходимый ответ на беспрецедентный экономический кризис

Проект Western Harbour был разработан в ответ на кризис в Мальмё. После выборов 1994 года Социал-демократическая партия вернулась к власти и сформировала сильное и долгосрочное правительство как в Мальмё, так и на национальном уровне.

В середине 1990-х страна переживала самый тяжелый экономический кризис за всю историю. Стратегии реагирования на кризис в Мальмё, заключающиеся в замене потерянных рабочих мест в промышленности новыми инвестициями в индустрию, в значительной степени оказались неэффективными. Автомобильный завод Saab, который был основан в 1988 году при государственной поддержке для замены потерянных рабочих мест в судостроении, был закрыт в 1991 году. Было очевидно, что городу отчаянно нужна новая стратегия развития.

Новоизбранный мэр Ильмар Рипалу (Ilmar Reepalu) в рамках городской администрации инициировал проект Vision с целью определения возможного позитивного будущего пути развития для Мальмё, перехода города к обществу знаний и стратегии, при которой Мальмё мог бы стать конкурентоспособным городом в будущем регионе Эресунн (Öresund).

Одними из первых выявленных положительных предпосылок для развития города были плотность города и его культурное наследие, включая красивые парки, каналы и пляжи, а также факт строительства моста Эресунн (Öresund) между Мальмё и Копенгагеном, начатое в 1995 году и законченное в 2000 году. Однако, наличие большого количества негативных предпосылок, таки как сокращение рабочих мест в промышленности, низкий уровень образования и очень ограниченное предложение привлекательного жилья затрудняли выработку удачной стратегии.

Выявленные проблемы повлияли на вырисовку двух основных стратегических векторов развития проекта Vision: создание нового университета и организация выставки жилья. Оба эти проекта получили широкую поддержку правительства, оба оказали решающее влияние на развитие города. Университетский колледж Мальмё открылся в 1998 году в рамках государственной программы по расширению и децентрализации высшего образования в Швеции. Сегодня в колледже обучаются 13 000 студентов со всей Швеции, и он является самым крупным и самым привлекательным для студентов среди молодого поколения шведских университетов. Университетский колледж является самым популярным для обучения в южной и восточной частях Западной гавани: Universitetsholmen и Dockan.

-2

Первая фаза: выставка жилья BO01

Идея проведения выставки жилья была вызвана необходимостью стимулирования инвестиций и строительства в городе. Увеличение предложения жилья воспринималось как предпосылка для того, чтобы группы населения с высоким доходом селились и платили налоги в Мальмё, а не в пригородных муниципалитетах, которые с 1960-х годов увеличивали население за счет бывших городских жителей. Выставка жилья также должна была привлечь дополнительное финансирование и интерес со стороны застройщиков и повысить их заинтересованность в инвестициях в город.

В 1996 году Мальмё был выбран для проведения национальной выставки жилья. Организация выставки была запущена в 1998 году, а открытие состоялось в 2001 - часть денежных средств в организацию выставки вложил ЕС.

На выставке жилищного строительства должна была быть построена «экологическая деревня» с тысячей новых домов, которая играла бы роль ведущего примера устойчивого городского поселения. Идея заключалась в создании эффективных устойчивых систем для создания привлекательного и удобного компактного города, который служил бы моделью для развития городов в будущем. В отличие от более ранних примеров «эко-деревень», жителям не нужно было приносить жертвы, чтобы уменьшить свое воздействие на окружающую среду. Вместо этого экологические выгоды могли быть получены за счет использования разработанных и испытанных технологий и решений, нацеленных на всеохватное применение. Предполагалось, что апробированные на “эко-деревне” методики в дальнейшем будут пригодны для применения по всему миру.

Касательно разработки проекта и программ качества

Девелоперов заранее пригласили принять участие в планировании выставки жилищного строительства. Из-за экономической ситуации в регионе они сначала колебались, но их интерес и энтузиазм росли по мере продвижения проекта. Застройщики выбрали архитекторов и разработали проекты, которые одновременно были утверждены и городским архитектором, и архитектором выставки. Это сделало процесс получения разрешения на строительство простым и быстрым, и строительные работы могли начинаться быстрее, чем обычно.

Был нанят известный архитектор и проектировщик, который придумал целостное видение, уравновешивающее технологию с социальной защитой окружающей среды, и использовал механизм «творческого диалога», чтобы передать его городским властям, департаментам и разработчикам. Посредством серии встреч и презентаций участники разработали «Программу качества», которая установила стандарты и требования для данной области. Сессии диалога подтвердили и уточнили философию и цели проекта, и, главным образом, они были возможностью взаимного обучения для города, проектировщиков проекта и разработчиков; что, хотя программа и потребовала больших затрат времени, позже ее результаты отразились на скорости утверждения планов, предложенных разработчиками.

Было принято решение, что город Мальме будет нести ответственность за создание общественных мест и инфраструктуры, а застройщики - за строительство на своих участках. Заинтересованные разработчики также участвовали в разработке программы качества BО01, которая устанавливает стандарты для достижения видения и выступает в качестве общей основы. Наконец, 16 разработчиков подписали соглашения о распределении ресурсов с городом Мальмё, где они согласились соблюдать программу качества BO01. Программа содержала ряд требований, которым должна была соответствовать площадка BO01 и здания на ней, и была направлена ​​на:

∙ Предоставление разработчикам единого базового стандарта, обеспечивающего привлекательность и качество городского района,

∙ Создание оперативного инструмента для реализации стремлений правительства к регенерации района города,

∙ Обеспечение высокого качества экологического профиля города,

∙ Обеспечение высокого уровня технологий и информационных услуг,

∙ Обеспечение высокого качества архитектурной концепции и дизайна.

-3

Экологические инициативы Bo01

Многие компании-участники выставки активно участвовали в реализации стратегии развития города. Sydkraft разработала концепцию снабжения территории возобновляемой энергией. Городская администрация Мальмё разработала планы по обеззараживанию почвы, переработке зеленых насаждений и облегчению ситуации на дорогах.

Правительством города были приняты две программы по обеспечению устойчивости зеленых насаждений: «Фактор зеленых насаждений» и «Система оценки экологичности» (The Green Space Factor and the Green Score System). Фактор зеленого пространства - это нововведение города Берлина от 1994 года. Фактор зеленого пространства (GSF) - это инновационный и гибкий инструмент городского планирования, направленный на улучшение зеленой инфраструктуры на частных открытых пространствах. Система зеленой оценки - это программа, призванная гарантировать, что разработчики включают меры по обеспечению устойчивости биоразнообразия. В Мальмё правительство согласилось включить как минимум 10 из 35 вариантов зеленых точек в каждый новый район городской застройки. Например, варианты этой оценки включают птичник для каждой квартиры, деревенские сады во дворах, стены с виноградными лозами, пруд на каждые 54 квадратных фута зацементированной площади во дворах, здания с зелеными крышами, среди прочего. В результате сообщалось о значительном улучшении биоразнообразия BO01.

Мелководье в проливе около BO01 биологически богато, отчасти из-за густой растительности морских водорослей, которые могли нанести большой экологический ущерб в случае заполонения пирсов. По этой причине город и жители включили в Проект мероприятия по восстановлению экологической среды обитания живых существ, и это было подтверждено системой мониторинга видов в этом районе.

Архитекторы разработали индивидуальные решения для своих построек. Однако адаптация всей идеи BO01 к окружающей среде в значительной степени стала возможной благодаря поддержке правительства Швеции, которое в 1998 году запустило программу «Дом зеленых людей». Политика «Зеленого народного дома» (“The Green People’s Home”) включила окружающую среду и устойчивое развитие в традиционную социал-демократическую концепцию «Народного дома», которая направляла развитие шведского государства в направлении всеобщего благосостояния в послевоенный период. Самым конкретным результатом политики «зеленого дома» стала Программа местных инвестиций ( Local Investment Program, LIP), которая предложила систему софинансирования экологических инвестиций в шведских муниципалитетах для ускорения преобразования нации в экологически устойчивое общество и развития зеленого сектора экономики. После Hammarby Sjöstad, Западная гавань стала самым важным проектом в первом раунде LIP. Шестьдесят семь проектов BO01 были поддержаны грантами LIP. Экологические инициативы и проекты LIP BO01 были сгруппированы в 8 категорий:

-4

Городское планирование

Цели района BO01 заключались в создании компактного и оживленного района, обеспечивающего укрытие от ветра на берегу моря и предлагающего возможности для высокого качества жизни в устойчивом обществе. В этом районе планировалось снизить потребности населения в транспорте и уменьшить его зависимость от автомобилей, поощряя людей отдавать приоритет езде на велосипеде и ходьбе. Уличная сеть, спроектированная архитектором выставки Класом Тамом, состояла из смешанных индивидуально спроектированных улиц, пешеходных и велосипедных дорожек и открытых площадей. Вдоль набережной проходил променад, переходящий в скверы и зеленые зоны. Внутреннее пространство BO01 не предполагало автомобильное движение с парковкой за пределами этого района.

Обеззараживание почвы

Перед строительством необходимо было оценить и защитить крупные бывшие промышленные районы с разной степенью загрязнения. Даже если почвы редко подвергались сильному загрязнению, это восстановление затрагивало большое количество видов почв, которые требовали оценки и обработки. Этот процесс включал новые виды оценки рисков и тестирование различных методов восстановления и, в конечном итоге, привел к улучшению процедур и знаний, касающихся обработки слегка или сильно загрязненных земель.

Энергия

Системное решение для самодостаточного сообщества, основанное на использовании 100% местной возобновляемой энергии было создано для BO01 компанией Sydkraft. Система, работающая от ветра, солнца, биогаза и тепловых насосов, производила 6200 МВтч отопления, 3000 МВтч охлаждения и 6300 МВтч электроэнергии в год. Максимальное потребление энергии для жилья было установлено на уровне 105 кВт / м2 в год. Разработчики обратились за поддержкой LIP, чтобы убедиться, что установленные нормы соответствуют стандартам и способствуют достижению глобальной цели. Эти меры включали: рециркуляцию тепла из систем вентиляции, толстые слои утеплителя в стенах, стеклопакеты, низкоэмиссионные окна и энергосберегающие приборы. Для экономии места и энергии были также построены общие объекты для холодильного хранения и переработки отходов. Теплонасосная установка была создана в качестве центра энергосети, обеспечивающей как отопление, так и охлаждение. Энергия должна была храниться сезонно в естественных водоносных горизонтах в колодцах глубиной 90 метров. Планировалось, что некоторые солнечные панели и 1400 м2 солнечных коллекторов на крышах обеспечат 15% потребности в отоплении зоны BO01. Местная ветряная электростанция мощностью 2 МВт, расположенная в Северной гавани, должна была производить электроэнергию, необходимую для питания тепловых насосов, а также обеспечивать электричеством 1000 квартир. Локальная система была подключена к тепловой сети и электросети городского района.

Экоциклы

Для BO01 было разработано множество мер по экоциклическому управлению материалами и отходами. На всей территории внедрены системы разделения отходов. Были внедрены две различные системы разделения органических отходов, система переработки для бумажных пакетов и система предварительного разделения пищевых отходов на базе мельниц для производства биогаза. Поверхности района покрывались плиткой и камнями, которые легко отделяются и поддаются замене, а также используются повторно.

Утилизация твердых органических отходов начинается с их измельчения в домашних условиях, а в дальнейшем отходы собираются в подземных хранилищах, откуда они перекачиваются в камеру анаэробного сбраживания. Смесь используется для создания биогаза (метана), который извлекается для использования в общественных автобусах или для выработки тепла и электроэнергии. Точно так же неорганические отходы сбрасываются в вакуумные трубки, расположенные в жилых дворах или внутри зданий. Отходы отправляются на центральное предприятие, где они перерабатываются или сжигаются для использования в системе централизованного теплоснабжения.

-5

Перевижения в районе

Чтобы создать более подходящую транспортную систему, для района BO01 была введена особая комплексная концепция, направленная как на сокращение транспортных потребностей населения, так и на обеспечение экологической безопасности транспорта. Кроме того, были приняты меры по изменению отношения людей к ситуации на дорогах. Велосипедисты и пешеходы получили приоритетное право проезда, в то время как движение автомобилей и парковка были ограничены. Были введены автомобильные парки и общественный транспорт с регулярным автобусным сообщением до центрального железнодорожного вокзала. Программа выставки также включала демонстрационные и образовательные мероприятия, касающиеся экологически безопасного транспорта.

Экологичная водная инфраструктура

Важной проблемой для BO01 было создание современного, ресурсоэффективного и компактного городского района, который по-прежнему был бы близок к природе и предполагал наличие территории для сохранения биоразнообразия и очистки воды. Для обеспечения этой цели был создан городской район с “изобильной” средой обитания, который обеспечил пространство для сохранения биоразнообразия и управления ливневыми водами. Была разработана система зеленых насаждений, в которой разработчики могли удовлетворить требования к производительности системы, внедряя инициативы, которые способствовали сохранению биоразнообразия посредством взаимодействия с местной системой управления ливневыми водами. Система зеленых насаждений уменьшала негативное воздействие на окружающую среду внутренних дворов района или добавляла элементы ландшафтной архитектуры во внутренние дворы. Это создало различные зеленые и синие композиции на небольшой территории - зеленые крыши и пруды, каналами с пресной и соленой водой.

Зона BO01 не страдает от обычных для подобных регионов проблем, таких как затопление русла и водная эрозия ниже по течению, потому что она находится на краю пролива Эресунн. Однако для данного района важен отвод воды от зданий и качество воды, поступающей в пролив. Из-за его расположения наиболее эффективным решением стало построить систему управления ливневой водой, собирать и распределять ее в море, а часть возвращать для использования в коммунальных целях.

Система дождевой воды была разработана для открытой поверхности. Большая часть дождевой воды собирается в двух основных каналах и перенаправляется к морю в северном и южном направлениях. Дождевая вода жилого района собирается в желобах вдоль улиц, которые ведут к основным каналам с соленой водой. Вся дренажная система спроектирована открыто и интерактивно, чередуется с гравием и полосами растительности, которые служат границей и защитой для жилого района. Таким образом, вода фильтруется и испаряется в небольших количествах, прежде чем достигнет застроенной площади. На некоторых участках форма и край канала имитируют естественную морфологию.

Кроме того, вода с крыш и улиц проходит по каналам, “впадающим” в небольшие пруды (бассейны), для хранения и для орошения садов или для дальнейшей инфильтрации. По всей системе наличествуют небольшие пруды, засаженные водно-болотной растительностью, которые призваны обеспечить фильтрующий эффект для системы. Инфильтрация также осуществляется в западной части территории, покрытой проницаемыми поверхностями, для замедления и уменьшения количества воды перед ее попаданием в систему каналов. Проезжие части для автомобилей или велосипедов выполнены с использованием проницаемых пористых покрытий, а пешеходные части - из гравия. Есть также другие территории, такие как зоны отдыха и парки, покрытые почвой и травой для лучшей фильтрации воды. Система открытых каналов, помимо того, что служит для отвода дождевой воды, одновременно добавляет эстетической ценности местности.

Строительство и жилье

План застройки территории, программа качества и некоторые другие особые правила, касающиеся зеленых насаждений и цветовых схем Стратегии, создали основу для развития архитектуры в BO01. Эти стандарты, однако, допускали индивидуально разработанные жилищные проекты, в результате чего район характеризовался большим разнообразием типов зданий, конструкций, строительных технологий и владений. Во время отстройки были испытаны новые методы строительства систем и новые виды материалов, осуществлялось даже возвращение к деревянному домостроению.

Распространение информации, жилищная деятельность, исследования и оценка результатов

До, во время и после выставки жилья район BO01 служил важным центром хранения и обмена информацией по вопросам устойчивого городского развития. Многочисленные мероприятия во время выставки жилищного строительства были посвящены сохранению окружающей среды и устойчивому развитию общества. Этот район также стал центром нескольких образовательных программ для школьников и базой для широкого спектра исследований.

Подробнее:

“Анализ опыта реновации и развития постпромышленных территорий в исторических городах”, Балабанова Юлия Петровна, Будкевич Никита Михайлович

https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-opyta-renovatsii-i-razvitiya-postpromyshlennyh-territoriy-v-istoricheskih-gorodah

http://www.special-eu.org/assets/uploads/G%C3%B6ran_ROsberg_Malm%C3%B6_Western_Harbour.pdf

https://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:877640/FULLTEXT01.pdf

https://blogs.iadb.org/ciudades-sostenibles/en/urban-recovery-and-planning-the-case-of-western-harbor-malmo/

Автор: Бестужева Ника IxD Capital

Все актуальные новости в мире импакта, устойчивого развития и smart-финансов на нашем официальном Телеграм-канале IxD Capital “IxD Capital | Impact Channel”: https://t.me/ixdnews

#ixdcapital #импакт #городское планирование #городское хозяйство #город #швеция #жилье #устойчивое развитие #инвестиции #бизнес и финансы