Найти в Дзене

О чем новогоднее стихотворение Тютчева – «Чародейкою зимою». Анализ

Привет! Я не знаю, где вы будете находиться мысленно в Новый год, а вот Тютчев, судя по его стихотворению, написанному 31 декабря 1852 года, находился всей душой в лесу. Но так ли это на самом деле? Давайте посмотрим! В тон празднику, стихотворение содержит волшебные нотки. Зимний пейзаж здесь показан как взаимоотношения чародейки зимы и леса, который подпал под влияние ее чар. Как тут не припомнить биографический контекст, ведь с 1950 года Тютчев находится, уже в который раз в своей жизни (и теперь в последний раз) в роковой связи с очаровательной женщиной? У него нет никаких моральных сил, чтобы избежать этой любви. Новая муза подарит ему столько волшебных мгновений, столько нового вдохновения. И в то же время столько в них страданий, столько мук, горя, холода и обвинений... Поистине, запретная в глазах общества связь с Еленой Денисьевой – вся полностью, как есть, словно подспудно выразилась в этом зимнем пейзаже. Лес под чарами таинственной колдуньи превращается в волшебное царс
Ф.И.Тютчев. "Чародейкою зимою..."
Ф.И.Тютчев. "Чародейкою зимою..."

Привет! Я не знаю, где вы будете находиться мысленно в Новый год, а вот Тютчев, судя по его стихотворению, написанному 31 декабря 1852 года, находился всей душой в лесу. Но так ли это на самом деле? Давайте посмотрим!

В тон празднику, стихотворение содержит волшебные нотки.

Зимний пейзаж здесь показан как взаимоотношения чародейки зимы и леса, который подпал под влияние ее чар.

Как тут не припомнить биографический контекст, ведь с 1950 года Тютчев находится, уже в который раз в своей жизни (и теперь в последний раз) в роковой связи с очаровательной женщиной?

У него нет никаких моральных сил, чтобы избежать этой любви. Новая муза подарит ему столько волшебных мгновений, столько нового вдохновения. И в то же время столько в них страданий, столько мук, горя, холода и обвинений...

Поистине, запретная в глазах общества связь с Еленой Денисьевой – вся полностью, как есть, словно подспудно выразилась в этом зимнем пейзаже.

Лес под чарами таинственной колдуньи превращается в волшебное царство.

Пассивное и бессильное состояние леса многократно подчеркивается – используются пассивные причастия: "околдован" (2 раза), "очарован", "опутан", "окован". Это явный мотив тюрьмы, несвободы, но какой прекрасной и желанной!

Таким образом - все стихотворение - это большой развернутый оксюморон, похожий на личную жизнь поэта...

Лексические средства также выражают беспомощность, беспамятность леса. Он "блестит" «неподвижною, немою, чудной жизнью». "Неподвижная", "немая" и одновременно "чудная" жизнь - кстати, тоже оксюморон.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

Лес также характеризуется как «не мертвец и не живой» - он спит «волшебным сном». Его оковы и путы вроде бы легкие, пуховые, и все же это самая настоящая цепь, которую он не в состоянии разорвать (опять оксюморон!):

И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...

Тютчев, вольно или невольно, описал здесь свою запретную страсть, род чувства, которое он испытывает далеко не в первый раз в своей жизни. Это его своеобразная исповедь, и в то же время будто бессознательное признание в любви.

Но прежде всего - это крик души, как ответ поэта многочисленным упрекам в его адрес: как же можно осуждать лес за его "сон"? Ведь это не он виноват, он просто «околдован», а главное действующее лицо - она, именно она, воплощение красоты, та самая «чародейка», без нее бы и не было всего этого волшебства, от которого отказаться или уйти просто невозможно. Это сама природа, само бытие.

Еще один интересный мотив в произведении - мотив солнца, бросающего свои косые, редкие лучи на землю, это внезапно приходящее и все оживляющее солнце.

Скупое, но выразительное солнце в самом конце стихотворения дополнительно преображает и без того великолепный пейзаж. Это - часто встречающийся у Тютчева прием, становящийся таким образом почти лейтмотивом в его поэзии (это мы отмечали при анализе стихотворений «Декабрьское утро», «Неохотно и несмело»).

В стихотворении «Чародейкою зимою» вновь появляется такое солнце, и тоже, по традиции, в самом конце:

Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Лес таким образом подвластен в этом стихотворении двум чарам – чародейки зимы и солнца.

Интересно также, что образ чародейки зимы – это аллюзия на пушкинскую «волшебницу-зиму» из «Евгения Онегина». Напомним те строчки из 7 главы романа:

Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов (…)

Так Пушкин в 1828 году первый создал столь яркий и ставший классическим образ зимы как таинственной, грозной, но привлекательной колдуньи. А Тютчев в 1852 году его продолжил.

Не забывайте ставить лайки, если понравилась статья.

Подписывайтесь на канал, и пишите свое мнение в комментариях!