Правильно выбранная стратегия обеспечивает конкурентоспособность компании или корпорации на рынке. С ней взаимосвязаны все составляющие бизнеса, в том числе управление портфелем инициатив. Какие моменты важно учитывать при разработке стратегии?
Задача топ-менеджмента крупного бизнеса – разработать его стратегию. Она влияет на управление портфелем инициатив, как коротким, условно, в грядущем году, так и, например, трехлетним, пятилетним, десятилетним, даже двадцатилетним.
Стратегия может пересматриваться.
При разработке стратегии нужно так или иначе сегментировать, приоритизировать портфель инициатив. Выделить инициативы:
- стратегические
- сугубо денежные, которые не несут в себе глубокую стратегическую задачу, но несут возвратность средств в Green Box, конкретный доход, может, они идут в разрез общей стратегии, но при этом накапливают сумму денег для последующей цифровизации.
- инициативы, сегментированные по value стримам, ценностям, выявленным при анализе Цепочки ценности Value chain
«Value chain» - это цепочка создания ценностей, инструмент, разработанный экономистом Майклом Портером.
Value stream - это направления, потоки создания ценности, когда много контрагентов соединяются в цепочку ценностей для создания чего-либо: продукта, услуги, сервиса, ценности, денег.
Топ-менеджменту важно понимать эти стримы и их участие в общей цепочке ценностей:
- внутри самого крупного бизнеса
- внутри всей индустрии - потому что сейчас становится очень важным, в какой индустрии существует бизнес
Так, банк может существовать в банковской индустрии или, например, в индустрии телемедицины. Это важный стратегический момент.
Не имея четкой позиции по этим моментам, сегментировать портфель с точки зрения стратегии будет невозможно, либо это будет непрофессиональная деятельность с точки зрения современных экономических теорий.
Правильное понимание этих:
- стримов создания ценностей внутри крупного бизнеса
- индустриальной цепочки ценностей
- цепочки ценности самого бизнеса
влияет на два других очень важных артефакта управления крупным бизнесом: операционную модель и рыночную стратегию.
Рассмотрим первый из этих артефактов (то есть мини-продуктов, с которым топ-менеджменту нужно уметь работать) - операционную модель.
Важно понимать, что она, в принципе, может меняться - есть понятие новых операционных моделей или инноваций в операционных моделях. Та или иная позиция относительно стратегии влияет на перезапуск операционной модели.
Если вы являетесь не только стратегическим управленцем, но и, например, CIO, CTO, CDTO, то, безусловно, вы вынуждены будете взаимодействовать с операционной моделью либо:
- либо с точки зрения инфраструктурной поддержки операционной деятельности
- либо с точки зрения ответов на вопрос, как Run (операционная модель) стыкуется с Change (деятельностью по изменению крупного бизнеса - она зачастую либо конфликтует с операционной моделью, либо вступает в сложные взаимоотношения).
Итак, при разработке стратегии нужно уметь делать выводы по операционной модели.
Еще один очень важный артефакт – это рыночная модель. Иногда ее еще называют рыночной стратегией.
Она отвечает на вопросы:
- в какие индустрии вы инвестируете активы или пассивы всевозможной деятельности вашего крупного бизнеса
- в какие продуктовые сегменты рынка
- в какие клиентские сегменты внутри этих продуктовых рынков
- и в том числе, возможно, в какие-то будущие зарождающиеся рынки, которых еще сейчас нет
И все ответы на эти вопросы по рыночной стратегии, безусловно, связаны:
- и со стратегией, построенной на основе анализа цепочки создания ценности.
- и с операционной моделью - она должна служить рыночной модели.
Зачастую это не является очевидным, потому что операционная модель находится, например, в старом рынке, который уже не является стратегически или инвестиционно привлекательным, а бизнес идет в новый рынок.
Соответственно возникает вопрос, где та граница перехода текущей операционной модели в новую, которая обслуживать будет новый рынок, которого еще нет, эту прибыль еще надо создать.
Таким образом, три этих составляющих разработки стратегии тесно связаны – стратегия на основе анализа цепочки создания ценности, операционная модель, рыночная модель.
Нужна помощь в разработке стратегии компании? Обращайтесь!
Мы всегда на связи: Telegram, сайт, info@neuromap.tech.