Краткая биография
Сергей Дмитриевич Логачёв (такую фамилию он носил первые 25 лет жизни) родился 5 декабря 1980 года в Москве. Отец - доктор физико-математических наук, профессор Дмитрий Юрьевич Логачёв, мать - писатель, переводчик с французского языка Елена Анатольевна Болашенко. Дед со стороны матери - заслуженный художник Российской Федерации Анатолий Петрович Болашенко.
Первые годы семья жила в доме 3 по улице Клинская, напротив знаменитой Ховринской больницы. Здесь же 14 июня 1983 года родилась сестра Сергея Мария.
В детстве часто ездил с родителями в посёлок Кривандино Шатурского района, где у них был летний дом. Именно там Серёжа впервые увидел узкоколейную железную дорогу.
После привычной широкой колеи узкоколейка казалась чем-то очень странным и таинственным. Это место хорошо запомнилось, и всякий раз я с нетерпением ждал, когда за окном появится загадочная «узкая» линия, надеялся увидеть на ней поезд. Когда стало известно, что недалеко от Кривандино тоже есть узкоколейка, я стал уговаривать родителей сводить меня по ней на прогулку, чтобы узнать, куда она ведёт.
В конце концов, эти уговоры возымели действие, и я вместе с дедом совершили восьмикилометровую прогулку по линии узкой колеи от разъезда Бордуки до путепровода (пересечения широкой и узкой колеи вблизи остановочного пункта Туголесье). Но этим дело не ограничилось: через некоторое время я смог «выпросить» вторую прогулку, теперь уже в другую сторону, от Бордуков до Шатуры (около 10 километров пешком по действующей узкоколейной линии). Шёл вместе с отцом, которого удивило наличие на узкоколейке автоматических стрелок и светофоров.
Уже в то время среди обитателей Кривандина распространялись слухи, что торф на болотах кончается, и вскоре все узкоколейки в районе разберут. Но пока грузовые поезда под тепловозами ТУ4 проезжали регулярно, и во время походов много раз приходилось их пропускать, уходя с насыпи в лес.
По ширококолейной ветке Кривандино — Мишеронь доводилось гулять намного чаще, потому что именно по ней пролегал самый короткий путь из села Кривандино к местам отдыха и купания, в леса, где было много грибов и ягод. Однажды вблизи асфальто-бетонного завода (он расположен у пересечения Мишеронской ветки с узкоколейкой и автодорогой на Рошаль) нас (женщину с тремя малолетними детьми) заметил машинист тепловоза, двигавшегося со стороны Мишерони. Он долго сигналил — но, как оказалось, не для того, чтобы мы отошли подальше от рельсов. Тепловоз остановился, машинист вышел и предложил подвезти до Кривандино! Так в возрасте шести или семи лет (точную дату этого случая уже не установить) я впервые проехал по железной дороге в кабине локомотива.
http://infojd.ru/dop/pp.html
Ещё одна дача деда находилась в посёлке Покровка Клинского района. Там Сергей тоже часто бывал.
Нередким гостем был он и на проспекте Вернадского, где живёт дед со стороны отца, профессор, доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник НИИЯФ МГУ Юрий Иванович Логачёв.
С 1984 по 1987 год Сергей жил на противоположном конце Москвы, в самом конце Варшавского шоссе, где в будущем появится станция метро "Аннино".
В 1987 году отец ушёл из семьи и уехал в Хабаровск. Там же повторно женился. В 1991 году вернулся в Москву, где 15 июня 1992 года у него родилась дочь Лариса, после чего Дмитрий Юрьевич покинул страну. Жил во Франции, в Испании, с 1998 по 2013 год преподавал в Университете Симона Боливара в Венесуэле, в 2013 - 2014 годах в Университете Сан-Паулу, затем в университете штата Амазонас в г. Манаус в Бразилии, однако продолжал поддерживать связь с прежней семьёй.
С 11 лет Сергей увлёкся городским транспортом Москвы, стал совершать самостоятельные поездки в разные районы, проездил всю трамвайную сеть и весь метрополитен, выходя на каждой станции.
В 1992 году Елена Болашенко с детьми переезжает в дом 53 корп. 3 по ул. Фестивальная. Квартира уникальная: единственная в этом доме пятикомнатная. Получилась в результате присоединения пожарного проёма к единственной в подъезде четырёхкомнатной квартире на первом этаже.
В этом же 1992 или 1993 году Елена Анатольевна вместе с детьми надолго уезжала во Францию. Жили у её знакомых, сначала на улице Tournefore в центре города, затем в пригороде Boulogne-Billancour.
С 13 лет география путешествий расширилась. Сергей проездил все радиальные направления электричек от Москвы и поставил перед собой цель проехать по всем линиям рельсового транспорта на территории бывшего СССР, включая узкоколейные, а также трамвай и метрополитен. Готовясь к долгим поездкам в малонаселённую местность, начал разработку собственной методики выживания в одиночку, собирал различную литературу, посвящённую вопросам ориентирования и выживания в лесу, пытался собирать и употреблять в пищу дикорастущие растения, определять стороны света без компаса, устанавливать палатку и шалаш, а зимой — строить ледяное укрытие, совершал дальние (более 100 км) поездки на велосипеде, пешие походы с ночёвкой в палатке.
В ноябре 1996 года Сергей узнал о существовании автостопщиков и познакомился с известным уже тогда Антоном Кротовым, автором книги "Практика вольных путешествий", который, как оказалось, живёт неподалёку от него.
18 декабря 1996 года 16-летний Сергей Дмитриевич Логачёв получил свой первый паспорт, пока ещё гражданина СССР. Этот документ будет отобран неизвестным грабителем вместе со всеми вещами и деньгами во время поездки в Таджикистан в апреле 2000 года. Добравшись до Москвы, Сергей обратился в ПВО ОВД "Ховрино", где 18 мая ему оформили новый паспорт, теперь уже гражданина РФ. Однако получил он его на руки только 6 июня, т. к. не дожидаясь названного ему срока умчался в очередную "рабочую экспедицию".
Вольный ветер странствий манил юного Серёжу. Отсутствие денег не смущало. Его друзья, "вольные путешественники", пропагандировали бесплатные методы передвижения, такие как автостоп и "электричкинг", "вписки" в кабины локомотивов и скрытное проникновение в грузовые вагоны. Несмотря на явную незаконность подобных действий, АВПшники были уверены в своей правоте.
В пригородных поездах неоднократно были матерные перебранки, стычки и драки с соответствующими работниками. Они истерично пытались высадить меня из пригородных поездов с дикими криками, угрозами и тычками.
http://infojd.ru/dop/poezdka2000mzyakch.html
Однако в конце 2000 года отношение Сергея к безбилетному проезду изменилось на диаметрально противоположное.
Отношение к безбилетникам в транспорте?
Резко негативное!
Это недопустимо и не может быть оправдано ничем! Есть право на бесплатный проезд — пользуйся им (но не забывай всегда оформлять билет, как требуют правила). Нет такого права — проезд необходимо оплачивать в полной мере! Нет денег — езжай автостопом (довезут всегда и везде, хотя и придётся постоять), не суйся в общественный транспорт!
Для себя безбилетный проезд считаю абсолютно недопустимым.
http://infojd.ru/dop/q.html
Наиболее вероятной причиной этого стала полученная им инвалидность, давшая право на бесплатный проезд в пригородных поездах по всей территории России. С тех пор он в обязательном порядке брал в кассе безденежный билет. Однако поезда дальнего следования, самолёты и междугородные автобусы остались для него платными, поэтому поездок на них Сергей избегал.
Несмотря на частое общение с отцом и его поддержку, Сергей ненавидел свою фамилию. Письма, которые он рассылал начальникам станций, начальникам вокзалов, начальникам узкоколейных железных дорог, начальникам отделений связи или главам администраций с целью получить информацию о текущем состоянии железнодорожных линий и расписании движения поездов, подписывал "Сергей Болашенко". Однако с официальной сменой фамилии не спешил.
8 декабря 2000 года Сергей Логачёв получил свой первый "взрослый" загранпаспорт, тоже гражданина СССР. При этом внутренний паспорт, который в те дни подлежал замене по достижении 20-летнего возраста, менять не стал. Он сдаст документ на обмен только в сентябре 2004-го, успев по недействительному паспорту купить и продать автомобиль, зарегистрировать брак и рождение ребёнка.
В конце 2000 года произошло ещё одно событие. 15 ноября квартира Елены Болашенко была подключена к сети Интернет. В этот день Сергей отправил первое письмо в «Список рассылки «1520 мм» — одну из первых русскоязычных веб-конференций по теме железных дорог. Изучая архивы конференции, Сергей с удивлением обнаружил, что известен многим его участникам и уже давно упоминается в сообщениях.
Первой машиной Сергея Логачёва стал Москвич-2140Д, купленный по объявлению в газете "Из рук в руки" 3 июля 2002 года. Владел он им недолго: поставил на учёт в ГИБДД 19 июля, а уже 1 августа снял с учёта для продажи. Это было единственное транспортное средство, когда-либо оформленное на его имя.
12 ноября 2002 года был открыт "Сайт о железной дороге" - личный проект Сергея Болашенко (так он подписывал все его страницы), на котором размещалась информация об экспедициях и материалы об исследованных им объектах рельсового транспорта.
В начале 2003 года в семье произошли изменения. Вышла замуж и переехала к супругу сестра Маша. Мама решила перебраться из Москвы за город, и вступила в ЖСК в Солнечногорском районе. Квартиру сдала. Сергей переехал в Лосинку, жил один в трёхкомнатной квартире пятиэтажки недалеко от станции метро "Бабушкинская". Летом на тусовке вольных путешественников познакомился с Анной Мухиной из подмосковного города Железнодорожный и переехал к ней. 9 августа Сергей взял Аню в очередную длительную "рабочую экспедицию", по возвращении из которой они подали заявление в ЗАГС. 20 сентября 2003 года Отделом ЗАГС города Железнодорожного был зарегистрирован брак между Сергеем Дмитриевичем Логачёвым и Анной Михайловной Мухиной. Фамилии супруги оставили прежние.
Однако семейная жизнь пошла не так, как видели молодые. Для Анны замужество означало конец вольным странствиям, рождение ребёнка, ведение домашнего хозяйства. Сергей же не собирался отказываться от поставленной цели - исследования железных дорог и продолжительных экспедиций. Результатом семейных конфликтов стал запрет на путешествия в зимнее время, с ноября по март. С тех пор Сергей стал проклинать зиму, как мерзкое холодное время, и мечтать о переезде в тёплые края.
Я люто ненавижу зиму, считаю её абсолютно непригодным временем для поездок и предпочитаю в это время не выходить из помещения. Поездка зимой на расстояние свыше 1000 километров — это «выше крыши» дико.
8 июля 2004 года родился первый ребёнок Сергея Логачёва и Анны Мухиной. Сын получил имя Александр и фамилию отца, которую впоследствии не менял. Только после этого Сергей наконец решил заменить давно просроченный паспорт. Сделать это можно было только в ПВО ОВД района Ховрино г. Москвы, т. к. прописка у него осталась на Фестивальной. Не исключено, что поменять документ его заставили родственники, т. к. в тот же день, 1 октября, в том же паспортном столе получила паспорт его сестра Мария Логачёва - номера документов отличались на три единицы! Фамилия в новом паспорте, разумеется, осталась прежней.
Однако сам Сергей оставлять себе "левую кличку", успевшую попасть в выходные данные его первых книг, не хотел. После того, как 8 декабря 2005 года истёк срок действия загранпаспорта, он подал заявление в Левобережный отдел ЗАГС г. Москвы, где по истечении установленного законом срока 8 февраля 2006 года была зарегистрирована перемена имени Логачёв Сергей Дмитриевич на Болашенко Сергей Дмитриевич. 17 февраля 2006 года ПВО ОВД "Ховрино" г. Москвы выдан паспорт на новое имя. Паспорт этот, как писал сам Сергей в описании поездки на Сахалин в мае-июне 2006 года, "вскоре был затоплен, пришлось заменять". На самом деле это "вскоре" произошло через два года. Следующий паспорт был выдан 25 июля 2008 года отделением по району Ховрино ОУФМС России по г. Москве в САО всвязи с порчей. Как это случилось, Сергей не сообщал. Упоминался лишь "мокрый (очень мокрый!) автостоп" 7 июля 2008 года в Мурманской области. Помимо этого 4 марта 2008 года Сергей Болашенко оформил новый загранпаспорт.
Весной 2007 года супруги купили квартиру в новом доме ТСЖ "Квартал Париж" в Железнодорожном, куда и переехали, однако в само товарищество не вступали. Право собственности было зарегистрировано в июле 2010 года на Сергея Болашенко. Есть сведения, что квартира была куплена на деньги его мамы, которую за это поблагодарила Анна Мухина. Ещё одну благодарность, на это раз мужу, она выразила за поездку за границу, а именно в Израиль в феврале 2010 года. Это была одна из немногих их совместных поездок, и, разумеется, никоим образом не относящаяся к "рабочим экспедициям".
С отцом Сергей тоже поддерживал отношения и нередко обращался к нему за помощью. Так, 13 августа 2009 года, когда он был ограблен на станции Тайга,
пришлось просить одного из родственников прислать деньги переводом из Венесуэлы.
В апреле 2010 года ситуация была намного серьёзней. Сергея задержали азербайджанские спецслужбы, и только вмешательство отца и деда и их связи в научных кругах Азербайджана с выходом на правительственные структуры помогли найти и освободить сына. Но самым страшным в те дни для Сергея было отсутствие связи с женой.
В долгосрочной перспективе произошедшее будет иметь крайне негативные последствия. Так как меня и без того «достают» из-за частых длительных выездов.
Постоянные скандалы не могли заставить его отказаться от путешествий.
Экспедиционная деятельность, связанная с отлучкой из дома, является для меня крайне проблемным делом. Тяжела в моральном плане и приносит массу различных неприятностей.
Но я считаю себя обязанным выполнить намеченную работу по сохранению истории Родины. Поэтому решил отправиться в эту экспедицию, как и в десятки, сотни других, ей подобных. Никакой спонсорской помощи за почти 20 лет экспедиционной деятельности я пока ещё ни разу не получал.
Несмотря на это, о работе по найму с гарантированной зарплатой он и не думал.
Я — личность не того масштаба, чтобы быть чьим-либо подчинённым, и никогда им не стану!
http://infojd.ru/dop/avtor.html
Правда, иногда подрабатывал курьером - без оформления и со свободным графиком. У одного из таких работодателей мне довелось с ним пересечься. Но об этом я напишу в другой раз.
Рабочие экспедиции проходили в условиях постоянного дефицита времени, необходимости регулярно выходить на связь с женой и выслушивать её упрёки. После очередной поездки, продолжавшейся, как правило, 3 - 5 дней, иногда неделю и больше, следовало пребывание дома в течение нескольких дней, а затем новая поездка. Некоторые экспедиции приходилось разрывать на части. Такие приключения, как 50-дневное путешествие автостопом на Сахалин и обратно в 1998 году, остались в прежней холостой жизни. Ради экономии времени в дальних поездках Сергей стал пользоваться самолётами, что раньше было для него непозволительной роскошью. Появилась новая проблема: авиабилеты он приобретал самые дешёвые, ловя различные акции, и вернуть деньги за них в случае отказа от полёта было невозможно. А значит, если есть билет - надо лететь. Даже если в эти дни пойдёт последний поезд по непроезженной узкоколейке, которая затем будет разобрана. Даже если придётся отказаться от планов изучить очередную ЖД линию или трамвайную систему.
5 августа 2012 года, в День железнодорожника, Анна Мухина родила близнецов Алексея и Максима. Отцу было не до них. Он совершал очередную "рабочую экспедицию" по Костромской, Ивановской и Нижегородской областям. Вернувшись домой вечером 1 августа, быстро отвёз жену в Московский областной перинатальный центр и утром 4 августа ринулся продолжать начатое. Праздник встретил в Нижнем Новгороде, который в тот год был назначен "столицей" Дня железнодорожника, но не дождавшись окончания торжеств выехал по программе экспедиции дальше, в Лапшангу. Домой вернулся лишь вечером 7-го. Однако совпадением очень гордится и мечтает, что когда дети вырастут, станут работать на железной дороге.
24 декабря 2012 года, незадолго до окончания срока действия предыдущего загранпаспорта (04.03.2013), Сергей Болашенко получает новый документ, с биометрическими данными, сроком действия 10 лет, и с этим паспортом весьма активно ездит за границу, не забывая и о "рабочих экспедициях" в пределах СССР.
Продолжали выходить его книги. Но продажи шли вяло. Магазины брали товар на реализацию, выплачивая автору половину розничной цены. Случалось, что магазин закрывался и товар исчезал в неизвестном направлении.
Летом 2015 года терпение Анны Мухиной лопнуло. 21 июля, когда муж отсутствовал дома уже три недели, укатив в Грузию и Азербайджан, она подала заявление на развод. Дело рассматривал мировой судья судебного участка №49 Железнодорожного судебного района Московской области. Ответчик на заседании отсутствовал - находился в очередной "рабочей экспедиции" в Литве, куда ему удалось получить краткосрочную визу. По иронии судьбы, именно в день рассмотрения дела, 25 августа, там же, совсем недалеко от Сергея, оказалась его сестра Мария Логачёва, находившаяся на шестом месяце беременности.
Мария Дмитриевна Логачёва - старший научный сотрудник НИИ физико-химической биологии МГУ. Замужем за своим коллегой Алексеем Пениным. Имеет дочь Киру, родившуюся 20 ноября 2015 года. С Анной Мухиной лучшие подруги, постоянно общаются. Сергей Болашенко отрицает наличие у него родной сестры. Известно, что он обвинял Марию в якобы совершённой ею "подлости".
После развода Сергей Болашенко некоторое время оставался в Железнодорожном. Позже его приютил двоюродный дядя, которого Сергей называет братом - Павел Аркадьевич Болашенко, проживающий в Зеленограде, сын Аркадия Петровича Болашенко, родного брата деда. Потом снимал жильё недалеко от станции метро "Кунцевская". К сентябрю 2018-го вернулся к бывшей жене и детям.
Паспорт, полученный им в 2008 году, во время многочисленных поездок сильно истрепался, и нередко ему отказывались продавать билет или пускать в самолёт. В начале 2020 года Сергей Болашенко заявил в ОВМ ОМВД России по району Ховрино г. Москвы об его утрате, и 27 января получил новый паспорт, с которым живёт до сих пор. Информация о смене фамилии на Иванов, которую он выкладывал на своих страницах в Интернете, не соответствует действительности. Не состоит он и в зарегистрированном браке.
2019 год стал последним годом активных поездок и публикаций Сергея Болашенко. Что заставило его внезапно отказаться от исследовательской деятельности - ещё предстоит понять. Вряд ли причиной стала пандемия коронавируса. Возможно, взял своё возраст. Сергей неоднократно жаловался на боли в спине, усталость во время экспедиций. Не исключено давление жены или "травля", о которой он постоянно пишет. Известно, однако, что он продолжает путешествовать и иногда выкладывает впечатления на своей странице в Яндекс-Дзен, которую открыл 24 февраля 2020 года. Но сайт больше не обновляет и собирается вообще удалить, тем самым перечеркнув дело, на которое потратил 25 лет своей жизни.
5 декабря 2020 года Сергею Дмитриевичу Болашенко исполнилось 40 лет. С юбилеем (правда, с некоторым запозданием) его поздравил лично Владимир Владимирович Путин. Сергей писал об этом на своём канале, но звуковой файл выложил сильно порезанным. У меня же есть полная запись разговора. Слушайте!