Найти тему
Начиная всё сначала

Школьным оценкам придаётся чрезмерное значение. К чему мы все пришли в погоне за красивой цифрой

В последнее время ставить оценки ученикам становится всё сложнее и сложнее. Как я думаю, выставляемой учителем оценке (которая изначально субъективна) придаётся слишком большое значение.

Когда я учился в школе, то практически не застал такую штуку, как единица. В принципе, учителя как-то справлялись и без неё — ответил правильно, молодец, пять. Ничего не сделал? Два. Хоть я и обладал неплохой репутацией у учителей, но в моём послужном списке были как тройки за четверть, так и пятёрки, причём по одним и тем же предметам. Родители не всегда были рады такому, но каких-либо претензий к учителям и качеству их работы у них никогда не возникало. Если уж получил что-то плохое, то сам виноват, готовься лучше.

Это же относилось и к моим одноклассникам. Получали оценок много и получали оценки всякие. Каких-то споров и разборок из-за них я вспомнить не могу.

И вот, я вернулся работать в ту же школу, которую закончил 11 лет назад... Отношение к оценкам сильно поменялось.

И тут я уже уверено заявляю, что чего уж точно не было в моё время, так это скрупулёзного высчитывания самими учениками оценок путём сложения отметки за урок и за домашнее задание. Что это такое? А это когда берётся отдельная оценка за домашнее задание, за работу на уроке, за ещё что-то там, складывается вместе и делится на число слагаемых. Например, получил ученик за домашнее «3», за урок «5», при сложении получается «8», которое делится на «2». Общая оценка (в журнал и дневник) идёт «4».

Всё бы ничего, вроде бы объективно, понятно и открыто, да только вот этим начали (в свою пользу) спекулировать ученики и их родители.

Уже не редкая ситуация: ученик, которому нет дела до предмета и слал он всю школу и всех учителей в сердцах куда подальше, приносит списанное с ГДЗ домашнее задание. Ты понимаешь, что ученик списал и знания тоже не его, поэтому поставить хорошую оценку, как минимум, будет нечестно по отношению к тем ребятам, которые домашнюю работу делали самостоятельно. Обычно таких хитрецов «валишь» элементарными вопросами по теме домашнего задания. Если отвечает правильно, то 4 или 5, а если же нет, то ставишь тройку. Честно было бы и двойку (ибо списано), но велик шанс начала скандала от родителей по типу «За что вы ему «два», если у него всё есть? Это учительское самодурство!» Тут уже видно, что главная цель это не знания, а тем или иным способом получить нужную цифру в дневник.

Если учитель собирается поставить двойку, то ученики (даже начальные классы) без какой либо скромности начинают возмущаться и спорить с учителем. Тут начинаются настоящие чудеса — семиклассник пять минут назад с трудом высчитывал простые примеры по типу 2+2 в столбик (и то получалось 22), но спокойно и без ошибок в уме складывает и делит свои оценки, не забывая про десятые и округления в большую сторону. Только вот радости от таких образовательных прорывов мало, да и урок у нас, скорее всего, не математика.

Магия сложений и делений работает не только с лентяями и объективными двоечниками. Точно так же может получиться и хорошист в конце четверти/триместра — путём наращивания средней оценки до 3,5 баллов, округляемые в пользу ученика. Ученику итоговая идёт «4», хотя разница в уровне знаний между, например, 3,5 и 4,3 очень большая, но обоим за триместр или четверть всё равно идёт одинаковая «4».

Оценкам придают большое значение не только дети, но и учителя. То же пресловутое негласное правило не ставить двоек за четверть/триместр.

Или отличники. Иногда бывает, что учителя сами негласно выбирают несколько «избранных» отличников, которых ведут до золотой медали в 11 классе. Медаль есть, из оценок одни пятёрки, фотография на доске почёта. Всё бы хорошо, только порой такие ребята довольно средне сдают ЕГЭ и так же средне учатся в вузах. Далеко не всегда и не все, но случается.

Источник фото pinterest.ru
Источник фото pinterest.ru

Вот такая вот драма из-за субъективных арабских циферок в журнале и дневнике, а также чрезмерной ценности, которая им придаётся.

Не думаю, что и ответственным детям легко от такой ситуации. Часто родители ожидают от них оценок не ниже четвёрки, хотя порой и четвёрка воспринимается сугубо отрицательно, не говоря уже о тройке или двойке.

А всё-таки почему оценкам сейчас придаётся такое особое значение? Сейчас с помощью школьных отметок оценивается не только знания ученика, но и учитель, как работник, вместе со всей школой. Низкие оценки у учеников? Значит, плохие учителя и плохая школа. Хороший средний бал у школы? Школа молодец, чиновники её любят. Так что вроде бы и просто цифра, но порой от неё зависит очень многое. Иногда крепко призадумаешься перед тем, как поставить оценку в дневник или журнал.

За всеми этими оценками, разборками и борьбой за более высокий средний балл, все будто дружно забыли, что ученик ходит в школу не за цифрой в журнале. Оценка это не самоцель, а лишь один из субъективных инструментов оценки знаний ученика. Главная же цель это знания, умения и навыки, которые ребёнок получает в школе.

Не покидает ощущение, что за последние годы на нашем образовательном пути мы все свернули куда-то не туда и формальная, субъективная цифра заменила стремление к реальным знаниям и достижениям.

Спасибо за уделённое статье время! Если вам понравился материал, то ставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал. Удачного вам дня!