Детский сон
Обратился ко мне мужчина, назовем его Борис, и рассказал, что его в детстве мучал кошмарный сон.
«Всегда снилось одно и то же. За мной гнался ужасный, грязный, вонючий монстр. У него не было ни рук, ни ног в привычном смысле слова. Он не бегал, а прыгал за мной. Я убегал от него в ужасе. Просыпался утром с сильнейшим сердцебиением».
Расшифровка послания сна в расстановке невозможна без привязки к текущим событиям жизни человека. Поэтому следующий вопрос ведущего был такой: «Что сейчас в жизни у вас Борис происходит, что беспокоит или тревожит?»
Борис ответил: «Почему-то сейчас этот сон ассоциируется у меня с чувством стыда. Этот стыд меня время от времени так меня накрывает, что мало не кажется. Это мешает мне жить и эффективно работать. Особенно это касается ошибок в работе».
Договорились исследовать данный сон в расстановке.
Фигуры:
- Фокус клиента (Борис)
- Монстр
- Смысл или послание сна
- Чувство стыда
В первоначальном образе расстановки:
Борис: Я глаза закрываю, не хочу ничего видеть, и уйти не могу.
Монстр: Я прыгаю, пробиваю потолок, а потом после приземления я превращаюсь в истукана, в монумент, в нечто очень большое, белое, совершенно застывшее, руки плотно прижаты к телу, смотрю я вверх. Вытягивает вверх настолько сильно, что аж болит всё тело.
Затем пошло движение на уровне бедер, раскачиваюсь. Ассоциация такая: я либо памятник либо я мавзолей охраняю. И мне даже пошевелиться нельзя. Напряжение от головы и до поясницы. Руки тянуться вниз, голова тянется вверх. Движения меняются. Теперь это короткие скручивающие движения.
Резко изменилось состояние. Я из взрослого человека превратилась в маленького ребенка, который что-то сделал. Я до этого никаких своих физиологических потребностей не ощущала, была только замороженность, каменность, а сейчас… Слёзы от этого всего. Причем процесс был вполне естественный, но почему-то его подгрузили упреками. И это не в чистом виде про испражнение. Это про то, как дети себя изучают, играют с какашками. И чувство стыда на меня нагрузили. В процессе у меня не был ощущения, что я делаю, что-то не то. Поначалу у меня было чувство гордости, за то, что я сделал. И я теперь я об этом думаю: «Ой, что я наделал?!» Это даже не стыд. Это ощущение за секунду до того, как я расплачусь. Как будто я сделал что-то совершенно непоправимое. Так это мне преподнесли, что эта ошибка больше, чем жизнь.
Стыд: Я смотрю на филейную часть Бориса и мне стыдно. Ой-ой-ой. Как будто все мамки и няньки собрались кругом и стоит и «затираем» ему все вместе про то, что он негодник. Может быть это сцена из детского садика, когда нянечка ругает за то, что не добежал до горшка.
Смысл: Я вижу у окружающих фигур декоративные элементы одежды, сердечки, узоры, башмачки. Я хочу в туалет. Я боюсь это делать, потому что не умею это сделать, не забрызгав свои красивые башмачки. Я знаю, что башмачки, носочки буду грязными и это будет очень стыдно.
***
Реплика терапевта: Чувство стыда связано с неким процессом, который начался в детстве, и пока в жизни Бориса не завершился. Смысл – закончить, завершить процесс. Давайте попробуем разгрузить детскую часть.
Разрешающая фраза (маленькому Борису): «Ты все сделал правильно, а из этого раздули целую «непоправимую ошибку». Ты просто сделал все свои дела! Ты молодец! Ты хороший! Я снимаю с тебя все наговоры, упреки, обвинения! Делай свои дела, как хочешь и как можешь. Это всё хорошо и правильно. Я тебя люблю».
***
Заключение
Групповая расстановка имеет одно немаловажное преимущество.
Независимо от того, как назвали первоначально фигуры в расстановке, самое важное послание, которое необходимо услышать клиенту, обязательно пробьётся к нему. Пробьётся через одну из фигур или сразу через все, как в данном случае.
Для того, чтобы послание достигло адресата – клиента, фигуры расстановки запускают целый процесс, в ходе которого происходит смена и трансформация ролей.
Это как избушка на курьих ножках. Если не понятно в одном ракурсе, повернусь к лесу задом, а Иванушке передом – может, так ему яснее станет.
Это всегда происходит потрясающее интересно.
***
Уходил Борис немного уставший, но просветленный. Я уверен, что в какой-то степени он смог освободиться от стыда, который мешал ему в жизни.
Так что расстановки сновидений – это одна из самых эффективных, наглядных и в то же время экологичных технологий обращения к детским ситуациям и сильным эмоциям прошлого.
Ведь мы изучаем всего лишь сон и фигуры сна. Личность клиента остается в полной безопасности.
Онлайн расстановочная группа - здесь .
Онлайн консультации - здесь