В этом году мы увидели десятки документальных фильмов, репортажей и расследований от блогеров на острые социальные и политические темы — этот тренд нельзя назвать новым, но количество и качество блогерских материалов заметно выросло. Вместе с авторами громких публикаций и медиаэкспертами обсуждаем, чем вызван повышенный интерес блогеров к такой повестке, и смогут ли они заменить традиционные СМИ.
Без внимания блогеров в 2020 году не остался ни один громкий инфоповод — будь то пандемия, выборы в Белоруссии, экологические катастрофы в Норильске и на Камчатке или конфликт в Нагорном Карабахе, поправки в Конституцию и задержание губернатора Хабаровского края. Об этом рассказывали Юрий Дудь, Ирина Шихман, Антон Лядов, Алексей Пивоваров и другие популярные российские блогеры. Каждый автор по-своему подошел к освещению проблемы: к примеру, ситуацию в Белоруссии Шихман показала через интервью с кандидатом в президенты Светланой Тихановской, Дудь поговорил с создателем телеграм-канала Nexta Степаном Путило, а Антон Лядов — с сокамерниками в белорусском изоляторе, где он оказался, когда приехал снимать свой фильм. В условиях, когда официальные СМИ либо молчат, либо выглядят ангажированными, вклад блогеров в информационную картину оказывается своевременным и, что не менее важно, востребованным аудиторией.
Как блогеры пришли к новостной повестке
Отсчет событий начинается с нашумевшего 11 лет назад расследования Алексея Навального (в ту пору адвоката и начинающего блогера), которое он опубликовал в своем «Живом Журнале»: это была история «Как пилят в ВТБ». Разоблачение стало виральным, Навальный — известным, а в России заговорили о гражданской журналистике. Немногим позже фотоблогер Илья Варламов запустил проект «Ридус», публиковавший репортажи интернет-пользователей о событиях в стране, затем завел новостное СМИ в «Живом Журнале», начал снимать репортажи из путешествий по регионам, а с апреля этого года выпускает еженедельное ютуб-шоу «Чё происходит». Недельные новостные дайджесты также делают Артемий Лебедев, Руслан Усачев, Алексей Пивоваров, а недавно к ним присоединилась и Ксения Собчак. Что же заставляет их — и многих менее известных блогеров — обращаться к проблемным темам?
Елена Володина, журналист и Дзен-блогер, автор расследования «Почему я не сдаю вещи в H&M»: «Одна из причин, по которой блогеры поддерживают новостную и социальную повестку, — ты понимаешь, что это не бесполезно, и видишь эффект. Благодаря широкому распространению информации многие ситуации уже невозможно замолчать и проигнорировать. Вторая причина: инфоповоды — хороший источник идей для генерации контента. Блогеру не нужно ничего выдумывать, достаточно открыть новостную ленту и прокомментировать последние события».
Сергей Якупов, редактор телеграм-канала MediaMedia: «Активность блогеров — это реакция на запрос со стороны их аудитории. В сложных ситуациях они не могут остаться в стороне, потому что подписчики не поймут. То есть, на вопрос, почему блогеры стали заниматься новостями, ответ простой: иначе никак нельзя было».
Антон Лядов, создатель ютуб-канала «The Люди», бывший новостной корреспондент телеканала «Россия 1»: «Все журналисты выходили на Ютуб с интервью. Выяснилось, что у кого-то получается хорошо, а у кого-то, например у меня, — нет. Я решил заняться репортажами, потому что умею и люблю их делать. Бытовало мнение, что никто не хочет смотреть материалы о социальных проблемах, — фильмы Юрия Быкова и Андрея Звягинцева не стали популярными, то же касалось и видео на Ютубе. Сейчас все изменилось: например мое видео о городе Карабаш, который буквально дышит вредными выхлопами промышленных производств, набрало больше трех миллионов просмотров».
Что делают блогеры и какой эффект от их работы
В своих материалах блогеры не стараются угодить той или иной стороне, показывая ситуацию так, как увидели сами, поэтому подписчики часто доверяют им больше, чем СМИ. Ставшие вирусными истории попадают в медиа, авторы получают новую аудиторию и видят, как такая работа меняет ситуацию, — их герои получают помощь и поддержку. После выхода фильма Юрия Дудя о ВИЧ число поисковых запросов об этой болезни и продажи тестов в аптеках выросли в десятки раз — конечно же, это мотивирует блогеров продолжать.
Юлия Загитова, исследователь медиа, автор телеграм-канала Breaking Trends: «Блогеры хорошо делают свою работу, привлекая внимание общественности к проблеме, и это самое главное. В случае с горой Куштау, пока не было позиции официальных лиц, никто о ней не говорил. Максим Галкин был первым, кто записал видео в поддержку протестантов, и только тогда эту тему стали обсуждать во всех федеральных медиа».
Антон Лядов: «Чтобы рассказать о коронавирусе, мы ушли за рамки красивой Коммунарки и показали, в каких условиях люди лежат в больницах, закрыты в аэропортах. После голосования за внесение поправок в Конституцию я полетел в Ненецкий автономный округ — единственный регион, который проголосовал против. Когда случились события в Белоруссии, я приехал туда и в результате оказался в изоляторе. Чтобы сделать видео, я в камере работал — запоминал истории окружающих меня людей, которые потом пересказал в кадре. После репортажа о пожарах в Ростове люди стали отправлять видео властям и помогать погорельцам — меня это впечатлило и вдохновило».
Елена Володина: «Пока я готовила репортаж про HM, вела переговоры с некоторыми СМИ, как мне казалось, довольно либеральными и смелыми, и хотела заручиться их поддержкой перед публикацией. Кто-то не захотел ввязываться в конфликт с потенциальным рекламодателем, кто-то не поверил, что на фоне пандемии эта тема выстрелит. Только когда история стала набирать обороты, медиа подхватили ее, и публикации вышли почти во всех ведущих российских СМИ».
Блогеры vs СМИ: борьба за внимание и стандарты качества
Раньше в любой ситуации люди первым делом включали телевизор, а сегодня просят блогеров разобраться или громко заявить о проблеме. Последние часто становятся единственной надеждой, что на проблему обратят внимание и начнут действовать: так было, например, с катастрофой на Камчатке.
Юлия Загитова: «Медиа и блогеры борются за внимание аудитории, поэтому для последних возможность прокомментировать сложную ситуацию, которую не освещают официальные органы, — это хороший шанс получить лайки и перепосты, то есть в каком-то роде медийную известность. Но между тем блогеры и медиа — не конкуренты. Люди обращаются к СМИ, когда им важно узнать официальную позицию, а к блогеру — услышать мнение, которому они доверяют».
Сергей Якупов: «Хочу отметить важный тренд, который активно развивается на западном рынке и, скорее всего, скоро дойдет и до России. В 2020 году блогеры стали новым черным: многие журналисты уходят из классических медиа ради собственных проектов — рассылок, подкастов. И вот такое блогерство принесет больше пользы для аудитории. И в какой-то степени освободит место для новых лиц, которые придут на их место в традиционных медиа. Приходя в блогосферу, журналисты не снижают стандарты и качество своей работы. Ведь если уходить в свободное плавание, то главная задача — зарабатывать. А качественный продукт продать гораздо проще».
Елена Володина: «Я бы не делила мир на СМИ и не СМИ, на мой взгляд, это устаревший термин. Теперь это называют емким словом медиа. Блогеры — тоже представители медиа, их присутствие в инфополе обеспечивает полярность взглядов, увеличивает конкуренцию и повышает стандарты журналистики. Они зачастую делают репортажи лучше и интереснее, чем традиционные СМИ, во многом благодаря тому, что не ограничены редполитикой и цензурой. Облажаешься — будешь держать ответ не перед главредом или издателем, а перед читателями. Вспомним выпуск „Редакции“ об экологической катастрофе в Норильске: после шквала негативных комментариев и дизлайков коллегам пришлось извиняться и объясняться, как так вышло, что вместо разоблачения у них получился „пропотанинский“ репортаж».
Александр Жиров, автор телеграм-канала «Местами»: «Блогеры идут за аудиторией. СМИ явно не справляются с освещением социальной повестки: там есть своя информполитика, есть некая ангажированность, есть стоп-листы. Блогеры говорят на языке своей аудитории на темы, которые реально интересны их подписчикам, а не о которых говорит телевизор или новостной сайт. Происходит ли снижение качества? Говорить об этом в отсутствие универсальных журналистских стандартов довольно сложно. А вот об общем уровне профессионализма авторов можно — и это действительно важная проблема».
Заменят ли блоги традиционные СМИ
Спор о том, заменит ли интернет телевизор, уже неактуален: в прошлом году Рунет обогнал ТВ по суточному охвату. Сегодня вопрос стоит так: а смогут ли блогеры стать альтернативой профессиональным СМИ, ведь грань между ними, как мы видим, постепенно стирается.
Сергей Якупов: «Блогеры никогда не заменят традиционные медиа, но у них есть несколько преимуществ. Во-первых, они не подконтрольны драконовскому закону о СМИ и не действуют в рамках строгой редакционной политики. Во-вторых, блогеры ближе к аудитории, чем медиа. И в-третьих, блогеры могут стать (и становятся!) первоисточником, точкой старта работы для медиа. Блогеры могут сделать условно грязную работу, а медиа — развить тему с учетом журналистских стандартов. Так что связка „блогер + медиа“ — очень работоспособный механизм на современном медийном рынке».
Антон Лядов: «Во многом блогеры уже заменили СМИ. Есть большая прослойка людей, которые не смотрят телевизор и поверхностно читает новости в Телеграме, но при этом хотят иметь представление о картине недели — эти зрители находят блогера, с которым они совпадают во взглядах, тем более, что выбор сейчас довольно широк. Однако мне кажется, что такой формат не имеет ничего общего с журналистикой — просто неделя глазами определенного человека. Это мало отличается от пропаганды и снижает способность зрителя к критическому мышлению. С позиции же блогера такой формат максимально прост в производстве: нужно только включить камеру и порассуждать на какую-нибудь тему. В готовое видео можно вставить рекламную интеграцию, и таким образом обеспечить себе постоянное присутствие на Ютубе».
Александр Жиров: «Традиционные СМИ настолько заточили себя под робото-алгоритмы, что сегодня потеряли способность говорить с людьми на человеческом языке, поэтому „победить“ их не так сложно. Чтобы вернуться к аудитории, им нужно учиться работать в форматах, принятых в блогах, — от коллективных пабликов в ВК и страниц в Фейсбуке до каналов Дзена и даже ЖЖ. Кроме того, здесь есть некий психологический элемент. Традиционные СМИ еще несколько лет назад были для блогеров объектом зависти: мол, смотрите, какая у них аудитория! Поэтому сегодня для многих блогеров, при наличии технических возможностей, стать „самому себе медиа“ значит закрыть давний гештальт».
Подготовила Юлия Иванова