Как применяли тракторный пускач в качестве основного двигателя в разных самодельных тракторах, мотоблоках, аэросанях и даже в качестве компрессора, и основы стационарного лобзика во времена СССР знают многие. В пускаче можно было поменять цилиндр на мотоциклетный, подобрать нужный карбюратор, даже переделать картер, но зажигание всегда оставалось «родным» - магнето.
Эта деталь пускача была очень надежной и выдавала мощную искру на свече зажигания. Каждый деревенский парнишка времен СССР знал такую забаву, поднести, кому ни будь оголенные контакты с магнето и неожиданно крутануть за вал, получается эффект электрошокера.
Невозможно представить старенький мотороллер «Муравей» или «Тула» без встроенного к корпусу двигателя тракторного магнето, которое с успехом заменяло штатное зажигание, и необязательно было покупать дорогостоящий аккумулятор.
Хорошо помню, как в шестом классе, насобирав достаточно деталей, я сделал гибрид велосипеда с мопедом, собрав двигатель из нескольких неисправных. Не мог найти только катушку зажигания, а кататься хотелось невтерпеж, и тогда у меня хватило ума, через различные проставки приспособить магнето в качестве зажигания. Не учел только одного, что магнето бывают правого и левого вращения. Но, как ни странно, сумел отрегулировать момент зажигания и двигатель «ожил».
Заводил я его естественно с толкача. Правда, работал он очень не устойчиво, только на больших оборотах. Видя, как я маюсь, пытаясь добиться равномерной работы двигателя, ко мне подошел сосед дядя Миша. Он сразу оценил оригинальность зажигания и оглядев магнето, сразу определил , что оно не того вращения. Сосед принес мне другое магнето с трактора ЮМЗ-5, на котором работал, а у меня стояло от ДТ-75.
С виду они совершенно неразличимы, совершенно одинаковые корпуса, только открыв контактную крышку, по кулачку можно сразу определить какого вращения эта деталь, так же на корпусе есть соответствующие обозначения буквами П(правое),Л(левое). Следующим моим применением магнето был мотоцикл ИЖ-49, он долгое время стоял в сарае с нерабочим зажиганием и без аккумулятора.
Для того, чтобы приспособить к мотоциклу магнето, пришлось обрезать часть правого кожуха сцепления и зажигания, так же пришлось укоротить педаль заднего тормоза, а то, она упиралась в корпус магнето. Мотоцикл в итоге заработал и даже ездить стал значительно быстрее, может быть из – за того, что на магнето я оставил узел опережения зажигания. И совсем уж нестандартное применение магнето, мы с друзьями придумали, когда в руки нам попала пачка дымного пороха.
У нас недалеко от села был песчаный карьер, в котором на обрывистых краях было множество нор от гнездившихся там ласточек- береговушек. Вот мы и решили взорвать эту пачку пороха, насмотревшись фильмов про советских партизан, с применением электрического взрывателя. Для этого, оказалось, достаточно воткнуть два провода в пачку на близком расстоянии 3-4 мм.
Мы отвели провода в укрытие, а пачку пороха поместили в одну из норок. Источником тока , конечно же, было магнето. В начале у нас ни чего не получилось, порох не воспламенялся, так как вал магнето проворачивали рукой, потом кто- то догадался намотать шнурок на вал.
После первой же попытка раскрутить вал, потянув за шнурок, раздался приглушенный хлопок и часть берега обвалилась. Затем, кто то из ребят скопировал ракету из журнала «Моделист-конструктор» и для ее запуска применил этот же метод. Такое вот было использование магнето от пускача в наше время.