В то время, как всё прогрессивное человечество, замирая от благоговейного восторга, слушает и обсуждает новейший альбом Deep Purple, ваш покорный слуга, как последний ретроград, то и дело обращается к древней эпохе, перебирая свою коллекцию артефактов из прошлого. И если вспоминать начало славных дел тех же Deep Purple, то альбомы первого состава этой замечательной группы, как правило, остаются в тени новаторских эпохальных In Rock, Machine Head, Burn... Но я скажу крамольную вещь: и Книга Талиесина, и Апрель с годами стали нравиться мне больше, чем визгливый Ин Рок, при всём его новаторстве. Есть в них какая-то особенная атмосфера, что-то менестрельское, от средневековых сказаний и баллад - но и прогрессивно-авангардного там хватает! Если не брать во внимание дебютник, который действительно был лишь пробой пера и звучал достаточно наивно, то уже второй лонгплей группы демонстрирует зрелые композиции, утяжелённый саунд и виртуозное исполнение. Всего этого ребята добились даже несмотря на то, что менеджмент заставил их работать в жуткой спешке, выделив на запись всего два месяца. Оборотистые американцы из компании Tetragrammaton не привыкли терять время даром: в июне 1968 г. они выпустили сингл с песней Hush, взлетевший на 4 место в США и на 2-е в Канаде, тут же решили ковать успех дальше и назначили на октябрь гастрольное турне, а к началу турне велели представить новый альбом. Таким образом, в июле озадаченные Deep Purple уже оказались в лондонской студии, при этом в Америке их первенец только-только вышел, а в Англии его выпустить ещё даже не удосужились! Музыканты, внезапно попавшие в жернова шоу-бизнеса, не то что были в ужасе, но недовольство высказывали - особенно бас-гитарист Ник Симпер, ругавший менеджеров на чем свет стоит. (По странному совпадению, вскоре Симпер был из группы уволен).
Жёсткие сроки заставляли как-то выкручиваться: собственных композиций у группы было немного, поэтому их удлиняли и растягивали как могли, а чтобы добиться нужного объёма, пришлось добавить несколько каверов. Взяли битловскую We Can Work It Out (кто-то сказал музыкантам, что Пол Маккартни хвалил их версию Help). Чтобы порадовать американскую аудиторию, записали песню Kentucky Woman популярного поп-певца Нила Даймонда, обработав её в своей манере. Закончить альбом было решено вещью River Deep, Mountain High из репертуара Айка и Тины Тернер - её и записали последней. Остальной материал был собственного сочинения, и звучал он поинтереснее чужого. Инструментальные фрагменты производили сильное впечатление благодаря феноменальной игре на органе Джона Лорда и яркому выступлению барабанщика Иэна Пэйса. Гитарист Ричи Блэкмор в более поздних интервью говорил, что тогда он ещё не выработал свой уникальный стиль - возможно, и так, но агрессивная манера уже прослеживается, а потрясающее чувство мелодии всегда было при нём, это дар свыше. С самой лучшей стороны показал себя и вокалист Род Эванс, убедительно спевший достаточно сложные партии в разных стилях. Словом, все красавцы и молодцы! Готовый альбом лёг на прилавки в назначенный срок, и команда отправилась покорять Дикий Запад, вооружившись до зубов новыми убойными композициями.
💥Listen, Learn, Read On (Внимай, учись, читай дальше)
Принято считать, что эра хард-рока в творчестве коллектива началась с альбома Deep Purple In Rock. Но давайте посмотрим внимательно на вещь, которая открывает The Book Of Taliesyn. Жесткие риффы, ускоренный темп, Пэйси молотит вовсю - чем не Speed King? Да, вокалист не орёт, как резаный, но мы слышим внушительный голос чернокнижника Мерлина, вне всяких сомнений. Мистический текст о временах короля Артура именно так и следует исполнять, величественно и театрально. В конце Эванс изображает злодейский смех. Помню, Гиллан, пришедший ему на смену, тоже любил демонически хохотать. Щекотал их Блэкмор, что ли, во время записи? С него станется.
💥Wring That Neck (Сверни эту шею!)
Инструментальная пьеса, дающая простор для импровизаций Лорда и Блэкмора. Музыка интенсивная, напористая, ритм-секция работает как машина. Можно ли назвать эту вещь хард-роком? Однозначно - да. Впрочем, в похожей манере тогда играли многие группы. Самый очевидный пример - Vanilla Fudge, но были и Iron Butterfly, и The Nice, и другие. Умение извлекать из электрооргана бурлящие, как океанские волны, звуки, стало не менее ценным, чем виртуозная игра на электрогитаре. Имея в составе двух выдающихся исполнителей на этих инструментах, Deep Purple были обречены на успех. Кстати, neck - это не только шея, но и гитарный гриф, так что название не такое зловещее, как кажется. Но осторожные американцы всё же переименовали композицию, выпустив её под титулом Hard Road.
💥Kentucky Woman (Женщина из Кентукки)
Музыканты Deep Purple постарались превратить эстрадную песенку Нила Даймонда в нечто забойное и рок-н-ролльное, но говоря по чести, она всё равно выглядит чужеродным телом среди собственных композиций группы. До "Женщины из Токио" ей очень далеко!) Однако проныры-менеджеры считали песню очень важной для раскрутки группы в Штатах. Настолько важной, что ребятам пришлось прийти на американское телевидение и изобразить под фонограмму своё исполнение в окружении танцующих девиц.
💥Exposition/We Can Work It Out (Экспозиция/Мы можем это уладить)
Попурри в двух частях, где первый фрагмент отдан на откуп Джону Лорду и его монументальному хаммондовскому звучанию с цитатами из Бетховена и Чайковского, а второй является обработкой известной песни из репертуара The Beatles, и там солирует гитара Ричи Блэкмора. Тем не менее, невооружённым взглядом видно, что рулит именно органист, как более искушённый музыкант, а гитарист только нащупывает пытливыми пальцами свою манеру, и на роль лидера пока не претендует. Как мы знаем, через несколько лет ситуация радикально изменится.
💥Shield (Щит)
Красивая и несколько загадочная композиция, погружающая в лёгкое подобие транса. Пэйс, будто африканский колдун, выдаёт нечто похожее на племенные ритмы, звуки гитары нежны, как прикосновение младенца, а глубокий бархатный голос певца просто очаровывает (точно, Мерлин!) Здесь группа предельно далека от Highway Star и Smoke On The Water, и вообще в дальнейшем ничего подобного они не играли, а жаль.
💥Anthem (Гимн)
Самый настоящий мадригал, и кажется, будто дух барда Талиесина незримо присутствует в студии, одобрительно кивая головой. Эванс показал себя на этом альбоме как одарённый "лирицист", хотя его текстам не хватает того рок-н-ролльного безумия и юмора, которые привнёс Иэн Гиллан. Но Гиллан и Эванс - это, конечно, совершенно разные истории. Род поёт здесь словно заправский эстрадник (заставляя Блэкмора кривиться, как от зубной боли), а в середине песни звучит псевдоклассическая вставка, которую исполняет струнный квартет. Лорд на вершине блаженства, такую музыку он готов играть и слушать вечно. К его сожалению, рок-аудитория эти устремления не разделяла.
💥River Deep, Mountain High (Река глубока, гора высока)
Впрочем, за плечами у Лорда было участие в ритм-энд-блюзовой группе The Artwoods, где он зажигал от души, так что драйвовые запилы были ему отнюдь не чужды. И хотя в качестве вступления для соул-песни он вновь использовал цитату из классики (на этот раз из Штрауса), концовка альбома получилась достаточно оживлённой после двух подряд мечтательно-задумчивых номеров. Не шедевр, но как минимум любопытно, ведь здесь Блэкмор играет ту самую "музыку чистильщиков обуви", о которой позднее он так пренебрежительно отзывался. Вокал Эванса не очень приспособлен для этого жанра, поэтому звучит менее убедительно, чем на остальных вещах. Всё-таки, если бы музыкантам дали побольше времени на сочинение собственного материала, альбом стал бы настоящей бомбой. Уверен, что они сделали бы его по-настоящему концептуальным произведением, в соответствии с картиной на обложке. Которую, кстати, нарисовал художник Джон Вернон Лорд - полный тезка клавишника группы.
Однако все расстройства с лихвой окупились во время американского турне, из-за которого разгорелся весь сыр-бор. Deep Purple поначалу выполняли роль разогревающего состава для группы Cream, которая выехала на "прощальные гастроли". Но наших героев принимали так бурно, что "Сливки" очень быстро отказались от их услуг - Клэптону и компании стало обидно, что их затмевают какие-то новички. Впрочем, Deep Purple это пошло только на пользу: руководство подсуетилось и организовало им ряд выступлений уже в качестве хедлайнеров, а кроме того, группа оказалась среди участников крупного фестиваля в Сан-Франциско. Покорение Америки прошло удачно, привередливая штатовская публика была в восторге, от предложений отбою не было, и команда колесила по огромной стране с концертами до конца года. А вот признание в Англии запаздывало, там группу толком в деле ещё и не видели. Нужно было бы и там поиграть, но вернувшись на родную землю, музыканты вновь были отправлены в студию для записи сингла Emmaretta, а потом и композиций для очередного альбома. Так, в трудах, встретили парни и Рождество, и Новый год. Кстати, всех с Новым Годом! Доброго здоровья, друзья! Слушайте хорошую музыку и до новых встреч!