«Мы же начнем повествование с князей, по происхождению скифским - Словену и Русу, мудростью и храбростью в роде своем всех превзошедшим…
И в год от сотворения мира 3099 (2409 г. до н.э.) Словен и Рус со своими родами ушли из Ексинопонта (Крым и Причерноморье), уйдя от рода своего и от братьев своих, и ходили по странам мира, как острокрылые орлы перелетали через пустыни многие, ища себе на поселение места благоприятные. И во многих местах пожили, мечтая, но нигде тогда не обрели места по сердцу своему... пустынные страны обходя, однажды дошли до озера некоего огромного, Моикса называемого, озеро сие с подачи Словена Илмер (Ильмень) прозвалось во имя сестры их Илмеры. И тогда волхвы повелели им быть насельниками места оного…
И старейший, Словен, с родом своим и со всеми, кто под рукою его, сели на реке, называемой тогда Мутная, позже в Волхов переименованной во имя старшего сына Словена по имени Волхов. Изначально град Словенск, который позже Новгород Великий прозвался….
Другой же брат Словена, Рус, поселился на некотором месте, расстоянием от Словенска Великого примерно стадий 50, у соленого озера, и поставил город между двумя реками, и назвал его во имя себя Руса, что и доныне именуется Русса Старая…»
Из «Сказания о Словене и Русе и городе Словенске».
Это из летописей, сказаний и преданий русского народа информация. А что в наше время ученые разных направлений говорят о народе нашем русском, откуда мы взялись, где корни наши?
История нашего государства традиционно связана с призванием Рюрика на княжение, а это уже IX век. О племенах, из которых потом сложится Древняя Русь известно, начиная с VII-VIII веков. Но они же не из воздуха возникли? Что было до этого? Откуда мы, чьи потомки? Начну своё расследование с Новгорода Великого и его жителей, словен ильменских.
Слове́не (и́льменские словене) — восточнославянское племя, проживавшее во 2-й половине I тысячелетия н. э. в бассейне озера Ильмень и в верхнем течении реки Молога.
Кто они по происхождению? Исследованиями черепов новгородских словен, извлеченных из погребальных памятников, расположенных на территории проживания словен ильменских и относящихся к VIII—X векам, было установлено наличие между ними и балтийскими славянами (бодричи, лютичи, поморяне, т.е. древние племена в Восточной Германии и Польше) генетических связей и относительной обособленности от иных восточнославянских племён.
По мнению известного антрополога Т. И. Алексеевой, «типы населения… словен новгородских не дают основания говорить о наличии в них скандинавского компонента, что свидетельствует в пользу отсутствия смешения варягов (варягов-норманнов) со славянами Северо-Запада».
Религиозные верования, легенды, ряд обычаев и географическая номенклатура словен были довольно близки славянским племенам, проживавшим в Померании (побережье Южной Балтии). Впоследствии эти данные легли в основу предположения миграции словен из региона нижней Вислы и Одры в Приильменскую низменность в первом тысячелетии нашей эры. Также наблюдается сходство в плане возведения жилищ и строительстве оборонительных сооружений. В том числе схожи конфигурации черепов.
Другой известный антрополог В. В. Бунак писал:
«В ильменской зоне балтийский антропологический комплекс выражен не более определенно, чем у латышей и у смежных финнов, хотя древнее население всей северо-западной территории было в основном однотипным. Различие между русскими и латышами по окраске радужины и волос и другим признакам становится понятным, если признать, что словене не принадлежали к балтийской антропологической группе. Уместно вспомнить также, что новгородцы называли смежных финнов «чудью белоглазой». Ясно, что новгородцы не имели ясно выраженной светлой окраски радужины. Сравнительно светлая по восточноевропейскому масштабу пигментация и некоторые другие особенности сложились в ильменской зоне под воздействием местного финского и летто-литовского населения.»
На карте (рис.1) мы видим все корни нашего русского народа: балтские племена (летто-литовские), балтийские славяне и ранние славяне, скифы, сарматы, финно-угры и даже далекие иллирийцы – с разной частотой, но они все влились в будущую русскую нацию.
Граница Скифии-Сарматии в разные века сильно менялась. По заверениям того же Геродота, который жил во времена скифов и сам путешествовал по югу Скифии, знал скифов и их обычаи, был знаком с их языком - скифы и сарматы – это родственные племена, говорящие практически на одном языке. На каком? «Близком иранскому» - говорят историки. Следовательно, это какие-то диалекты индоевропейского языка. Тот же Геродот был уверен, что Скифия – это вся Восточная Европа! Следом за ним уже Птолемей, живший в те времена, когда территория Скифии стала Сарматией, говорил то же о Сарматии – что она занимает всю Восточную Европу! Древние философы и географы ошибались? Вряд ли. Скорее, их признания надо понимать, как родство и близость языков древних племен на всей этой огромной территории – во всей Восточной Европе, не исключая их родства и по крови, т.е. по происхождению.
В эту же «копилку» добавим и мнение древних булгарских летописцев, которые утверждали, что в Волго-Окском бассейне (территория будущей Руси) жили родственные скифам племена, которые союзничали со скифами, но часто претендовали на власть надо всей Скифией! Периодически (по сведениям от булгар) во главе всей Скифии становился именно этот клан, клан более северных племен, этот клан булгарские летописцы называют «акаджирами» от слов «Ака» (так булгары называли реку Оку) и «Джир» - так булгарские летописцы называют древний город, который был предшественником Ростова Великого.
Но и в древних гимнах нашего, русского народа, поется о нашей древней земле: «Земля гиперборейская и свято-скифская…». Как понимаете, «дыма без огня не бывает»!
Так что было на территории всей Восточноевропейской (Русской) равнине в течение тысячелетий? Как здесь жили и взаимодействовали древние племена? Как происходило рождение новых племен? Что было и есть основа русского народа?
На севере основа будущего русского народа в первую очередь балтская, как и язык! Здесь следует вновь особо отметить, что большинство древних народов, ставших корнями русского народа, по языку относились к индоевропейцам или ирано-говорящим народам. Сам древний (сакральный) язык индоевропейцев не сохранился, но наиболее сохраненной его формой считается ведический санскрит. Самому ведическому санскриту в наших краях более всего соответствует литовский язык и русский, особенно его северный диалект. Итак, санскрит-литовский-русский. Древний русский и древний литовский имеют общий исток, потому что исток самих народов – единый.
Во времена гуннов или сразу после них массовая миграция разных племен, известная в истории как «Великое переселение народов», смешало на Русской равнине и на Русском севере все возможные древние народы.
Мнение антропологов: «Исходная область кривичей находилась на верховьях Западной Двины, Днепра и в более западных землях, что в пределах прежней летто-литовской территории (рис. 2). В кривичах следует видеть славянскую группу ранее других продвинувшуюся на север, ассимилировавшую местные летто-литовские племена и приобретшую некоторые особенности балтийского типа — более светлую окраску и менее высокое лицо. Русские дон-сурской зоны, заселенной по преимуществу вятичами (см. рис. 4), отличаются от мордвы также более темной пигментацией. В основной области вятичей, на верхней Оке и по Угре, балтийские антропологические особенности выражены слабее, чем у русских северо-западной территории.
Такого рода факты убеждают, что северяне, вятичи, предки кривичей и словене не принадлежали в полной мере к балтийской антропологической группе, напротив, им был более свойствен другой антропологический тип; этим типом мог быть лишь один из вариантов неопонтийской антропологической группы, сложившейся на протяжении веков в степной зоне восточноевропейской равнины (во времена скифов и сарматов)».
Понти́йская ра́са — подвид европеоидной расы, распространённый среди населения причерноморского региона. Описана В. В. Бунаком в 1932 году. Понтийскую расу сближают с кавкасионской, но отмечают у представителей первой более узкое лицо. Имеет ряд сходств с каспийским подтипом, представителей которых также относят к средиземноморской расе.
Мнение антропологов: «Понтийский антропологический тип характеризуется мезокефалией, тёмной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, прямой спинкой носа, с опущенным кончиком и основанием, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению.
Мезокефа́лия (среднеголовость) — промежуточное положение между брахикефалией (форма головы, приближающаяся к округлой) и долихокефалией (длинная и узкая форма головы). Мезокефалия, как и остальные значения головного указателя, имеет важное значение в расоведении. Мезокефалия включается, в частности, в характеристику дальневосточной и южно-азиатской монголоидных рас, а также в характеристику беломоро-балтийской европеоидной расы.
Понтийский тип распространён среди адыгов, абхазов, абазин, болгар, западных этнографических групп грузин, южных украинцев, русских (рязанский тип), мишарей (понтийский, северно-понтийский, степной типы), молдаван, валахских румын и др. Среди древних народов к понтидам относят хаттов(хеттов), меотов, колхов.»
Известный антрополог В. В. Бунак относил северян к представителям понтийской расы, а вятичей — к представителям северопонтийской.
По мнению Т. И. Алексеевой, понтиды составляли основу полянской этнографической группы.
Степной антропологический тип встречается у мишарей и у русских междуречья Дона и Хопра. Население, относящееся к этому комплексу, отличается средним ростом, мезокефалией, небольшими абсолютными размерами головы и лица, потемнением цвета волос и глаз, средним или ниже среднего ростом бороды, ослабленным ростом волос на груди, средней профилированностью лица и сравнительно сильным выступанием носа.
Северно-понтийский тип встречается у русских, украинцев, поляков, мишарей, части мокшан (татар). Отличается некоторым посветлением и меньшей интенсивностью пигментации, меньшим развитием третичного волосяного покрова.
Какой вывод? Все эти южане: скифы, сарматы, аланы смешались на Русской равнине с другими древними племенами, возникли новые племена, часть из которых со временем станет русским народом. Русские по антропологическим типам и по языку делятся на две ярко выраженные популяции: северные и южные русские.
Большое число учёных разделяло точку зрения миграции словен в Приильменье с территории Поднепровья. Так, П. Н. Третьяков указывал на наличие сходства в сооружении курганов, однако не отрицал возможность контакта словен с балтийскими славянами и балтскими племенами.
Археологически словене ильменские отождествляются с так называемой «культурой сопок», распространённой в бассейне озера Ильмень и Верхнем Поволжье (памятники «удомельского» типа). У ильменских словен были распространены наземные срубные дома с характерными для славян печами-каменками в углу.
Культура новгородских сопок (курганов) — раннесредневековая археологическая культура, существовавшая на территории современного Великого Новгорода в VIII-X веках.
Сформировалась примерно в VII-VIII веках в результате миграционных потоков с запада, юга и юго-запада, восприняла многие традиции балтийских и местных финно-угорских племён. Археология на данный момент не располагает сведениями о путях расселения славян в данный регион.
Данные о культуре новгородских сопок в настоящий момент ограничиваются материалами погребальных древностей. Абсолютное большинство сопок находится на мелких речках, не пригодных для судоходства, и концентрируется в районах, наиболее пригодных для занятий земледелием.
Носители культуры новгородских сопок изначально являлись представителями разнообразного в этническом отношении населения, при этом славяне, балтийские и поднепровские славяне, в итоге оказались доминирующим компонентом.
Очевидно, что здесь воедино сложились и дали новый результат традиции древних народов. Мы видим здесь сожжение трупов, что характерно для ариев (брахманов) в Индии по сей день и было в древности характерно для греков, мы видим курганы, что было характерно для скифов и сарматов, мы видим элементы традиций балтских племен и финно-угорских. Собственно, все эти народы здесь и сошлись в той или иной мере!
Так, характерным примером вклада прибалтийско-финского населения в формирование культуры является традиция предварительного выжигания огнём («очищения огнём») площадки, предназначенной для сооружения погребальных курганов (сопок). Данное действие выполнялось с культовыми целями и не было свойственно другим регионам славянского мира в раннем Средневековье, однако указанный ритуал имеет аналоги в погребальных памятниках ряда прибалтийско-финских племён.
Отличительной чертой балтского компонента в культуре новгородских сопок является применение камня в погребальных обрядах. Данный элемент культуры характерен для ятвяжских памятников. Умерших в сопках хоронили исключительно по обряду трупосожжения, и большинство исследованных погребений принадлежат к безынвентарным. Некоторые сопки находятся в низовьях Волхова, и их относят уже к скандинавским (каменные вымостки треугольной формы и сложенные из валунов стенки).
Исследователи оценивают влияние культуры новгородских сопок на последующие как ключевое. Близка к культуре псковских длинных курганов VII—X века(рис. 3), и стала вместе с последней основой древнерусской культуры Новгорода и Пскова.
В 770-е годы предположительно словене и скандинавы заняли раннее поселение в Старой Ладоге, где организовали производство стеклянных бус, использовавшихся для торговли с финскими племенами (до 840-х годов).
В VIII — начале IX веках вблизи истока Волхова возникает укреплённое Рюриково городище, позже служившее резиденцией будущих новгородских князей — предположительно предшественник Новгорода.
Также в Южном Приильменье известен город Руса, в котором выявлен культурный слой поселения не позднее конца IX века.
В 1-й половине IX века в земле словен возникает Великий Новгород, ставший крупным политическим, ремесленным и торговым центром средневековой Руси.
С точки зрения В. В. Седова, заселение славянскими племенами Приильменья произошло в VI—VII веках нашей эры. Примерно к этому времени окончательно сформировались все известные на то время племена Центральной и Восточной Европы (рис. 4):
Наиболее древним поселением словен в настоящее время считается городище в Старой Ладоге, в Нижнем Поволхвье, возведённое предположительно в VIII—IX веках нашей эры. В IX—X веках в Верхнем Поволхвье появилось Рюриково городище, превратившееся в торгово-ремесленный и военно-административный центр словен, недалеко от которого, в урочище Перынь, находилось языческое капище. В 2 км от Рюрикова городища был основан Новгород, первоначально заселённый словенами.
Последнее упоминание племени в письменных источниках относится к 1036 году.
История словен до IX века известна плохо и только по преданиям, а потому — недостоверна. Первопредками словен и их князей предание (записанное в период с конца XV по XVII века) называет Словена и Руса, которым приписывается основание городов Словенска/Новгорода и Русы задолго до нашей эры.
По другой версии, изложенной в Иоакимовской летописи, князь Словен основал только некий Великий Град (то есть столицу словен). Далее по Иоакимовской летописи власть перешла к потомку Словена легендарному князю Вандалу, после которого сменилось десять поколений вплоть до IX века. Сыновьями Вандала были три легендарных князя Избор, Владимир и Столпосвят, княжившие в трёх городах, названных в их честь, — Изборске, Владимире и Столпосвятове (отождествлялся Татищевым с Осташковым).
По информации из этой же летописи в первой половине IX века у словен был князь Буривой, воевавший с варягами (норманнами) и проигравший решающую битву. После поражения князь бежал в город Бярмы, расположенный где-то на острове, а варяги обложили словен данью. Затем словене пригласили на княжение Гостомысла сына Буривоя. Гостомысл будто бы разгромил всех врагов, обложил данью всех соседей и долго княжил в Словенской земле. Историки отмечают, что предание о Гостомысле очевидно имеет западнославянское происхождение (у балтийских славян известен король Гостомысл, погибший в 844 году).
Предание о трёх братьях-князьях напоминает многие подобные легенды, из которых на Руси наиболее известны легенды о Кие, Щеке и Хориве и о Рюрике, Синеусе и Труворе. Иоакимовская летопись сообщает только, что главная правящая династия происходит от Владимира, но вплоть до IX века ни одного представителя не называет. В. Н. Татищев относит время легендарного князя Вандала к VI веку. Археологических подтверждений существования княжества словен в VI веке не существует, хотя расселение первых групп славян в Южном Приильменье и на Верхней Волге отмечается отдельными памятниками V — VII веков. Следов проживания словен на Волхове в это время не обнаружено.
Смею предположить, что «упираться» только в «славянскую» версию происхождения словен ильменских, кривичей, вятичей и других племен, относимых к славянским, не верно. История здешних мест гораздо более сложная, а потому более интересная.
Начнем с гидронимики и топонимики здешних мест. Как вы, дорогой мой читатель, объясните почти полное совпадение названий рек, речушек, ручейков, озер, островов и островков на озерах и реках, название гор на Русском севере, в Карелии и в Волго-Окском бассейне с гидронимами и топонимами, которые обнаруживаются в индоарийской «Махабхарате» в главе «Лесная»? Как за тысячелетия сохранились эти названия? Нас уверяют, что после ухода индоариев из этих мест сюда пришли финно-угры. Как они смогли сохранить все эти названия?
Когда норманны захватили территорию полабских славян, река Лаба тут же превратилась в Эльбу, остров Руян в Рюген, поменяли названия все города, поселки, горы и озера. Когда гунны пришли на Волгу, которая в древности звалась Ра, она стала Итилем, другие народы назвали её Волгой. А вообще-то у великой русской реки множество названий, но не все так хорошо известны широкой публике, как Ра, Итиль и Волга. Известно, что Дон прежде звался Танаисом. А Русский север? Что тут происходило? Индоарии, уходя, провели «инвентаризацию» всех топонимов и гидронимов, оставили карту местности и наказали финно-уграм: «Изучите! Сохраните! Не перепутайте! Придем через пять тысяч лет, проверим!» - так это должно было выглядеть? Абсурд же!
Ответом на этот вопрос может быть только одно – остались родственные индоариям племена в этих местах, кто всё и сохранил! Кто они? Предки балтских племен, которые изначально жили на всем Русском севере от Балтики до Урала! Те самые «гипербореи», о которых повествуют греческие мифы. Литовский в наших краях самый медленно изменяющийся индоевропейский язык, передающий нам звучание древнего индоевропейского языка. Он более всего близок к санскриту, который признан в мире наиболее сохраненной формой древнего языка индоевропейцев, того, сакрального языка, «языка из обители богов».
Следовательно, уход древних балтских (родственных арийским) племен южнее и юго-западнее Ледовитого океана и Приполярного Урала (из Гипербореи!) шёл медленно, причем, настолько медленно, что в языке финно-угорских племен появились «индоарийские» названия местности, которые сохранены до наших дней, некоторые видоизменились, но не настолько, чтобы не узнать в них древние названия, многие реки, озера, горы и острова не изменили свои названия вовсе, совпадают с индоарийской «Махабхаратой» на 100%, что вызывает восторг и изумление.
Про язык я уже сказала. Литовский близок санскриту. Но и русский – от древнерусского до его современного северного с их «оканьем» и московского диалекта с их «аканьем» – тоже очень близок санскриту и тоже является медленно изменяющимся языком, флективным (гибким), очень красочным, образным, звучание и дух древнего языка сохранен в русском в значительной степени. Не будет секретом сказать, что древний русский язык и древний литовский – самые близкие родственники, от единого корня. Сама Древняя Русь возникла на тех территориях, где основой, фундаментом, исстари были балтские племена, балты, арии. В русский язык, конечно, привнесены слова и из других языков: из южно- и западнославянских, из голландского, тюркского, английского, французского, греческого и т.д. А в литовском видим огромное влияние древне-прусского языка, который сам давно стал «мертвым языком»!
В течение тысячелетий на земли балтских племен приходили разные народы: с севера и востока пришли финно-угры, соседями на юге были скифы и сарматы, на западе – славяне и готы. В разное время все они заходили на земли балтов, были балтами ассимилированы. Но в начале н.э. эти народы пришли в активное движение, разнонаправленные потоки столкнулись в центре Русской равнины, смешались, возникли новые этносы, которые продолжили разнонаправленное движение, формируя все новые и новые племена. К VII веку (рис. 4) сложилась известная картина, предшествующая возникновению Древней Руси.
А теперь и палеогенетика утверждает, что прибалтийские народы, современные финно-угры, русские севера и центра очень близки генетически, сложились из похожих гаплогрупп и гаплотипов и даже пропорции близки! Следовательно, в этногенезе участвовали одни и те же древние племена и народы, т.е. «строительный материал» для этносов был один и тот же: древние народы Русской равнины!
В 2020 году эстонские палеогенетики исследовали останки «фатьяновцев» - известное захоронение древних людей в Ярославской области возрастом около 5 тысяч лет. Прежде было много информации, что «фатьяновцы» - это преимущественно гаплотип (субклада) R1a-Z280. Современные субклады этого гаплотипа характерны для современных литовцев, латышей, русских, белорусов, поляков, украинцев и т.д. Как отмечается в отчетах эстонских палеогенетиков, они исследовали 24 образца из захоронений «фатьяновцев», выделили гаплотип R1a-M417 (прародительский для всех R1a в Европе), а для 6 образцов субкладу R1a-Z93, которая считается «азиатской» и напрямую связана с индоариями. И вот её следы на Русской равнине!
Но ведь примерно та же картина и в скифских курганах! Исследованные теми же эстонскими палеогенетиками в 2008 году останки скифов из «ранних» и «поздних» курганов на Средней Волге, на Украине, в Казахстане, а также останки сарматов и киммерийцев из древних захоронений, дают ту же картину с добавлением «кавказских» и «сибирских» компонентов.
Вновь и вновь ученые и специалисты разных направлений науки видят на Русской равнине материальные и нематериальные следы тех древних племен, которые имели самоназвание «арии». И, судя по всему, именно эти племена когда-то господствовали на Русской равнине, но пришли иные времена, «Великое переселение народов» и не столько «Великое» привело на Русскую равнину другие народы (племена), которые были носителями иных языков, и картина значительно видоизменилась.
Древние народы перемещались на огромные расстояния, уходили – приходили, о чем говорится и в «Сказании о Словене и Русе». И этому сложно не верить! К IX веку долгое блуждание по миру самых разных народов приостановилось, в результате дробления и возникновения новых союзов, ассимиляции и этногенеза сложились те племена, о которых теперь нам что-то известно, и которые в дальнейшем станут основой для многих современных народов России, а также соседних с нами стран, кровное родство с которыми, это не «фигура речи», а истинный факт. Здесь, на Русской (Восточноевропейской) равнине все народы сложились из близких по крови (по генетике) древних племен. Разница лишь в пропорциях! Среди нас потомки древних «ариев» и более поздних балтских племен, скифов, сарматов, гуннов, финно-угорских и славянских, вышедших из тени и ставших известными лишь в V веке, что, тем не менее, не исключает их древность, и прочих, прочих…
В момент возникновения Руси (рис. 5-6) на Русской равнине от Черного моря до Ладоги возникли племена, говорящие на разных диалектах единого древнего языка, который теперь принято называть «славянским». Характерной особенностью этой группы языков является тот факт, что они менее других индоевропейских языков ушли от прародительского, того «сакрального» языка древних ариев, да и по крови эти народы более всего родственны «ариям», хотя этот факт многим не по нраву! Конечно, язык тех древних племен, это не современные славянские языки! За пару тысячелетий все славянские языки видоизменились – одни сильнее, другие меньше, но жизнь идет вперед, многое меняя. Современный русский человек с трудом поймет своего далекого предка из Древней Руси! Даже русский язык XIX века звучит иначе, чем наш современный русский язык.
Почему эти племена, ставшие основой Древней Руси, принято называть всё-таки «славянскими»? Вера! Пантеон древних богов – а это древние боги балтийских и поднепровских славян: Род, Перун, Сварог, Даждьбог, Святовит, Лада и т.д., плюс к этому близкие традиции, культура, язык. У летто-литовских племен боги были иными.
Будущая Русь (рис. 6) возникла в основном на тех территориях, где до начала нашей эры жили именно балты, а примерно в VI-VII веках с запада и юго-запада пришли балтийские славяне и поднепровские, с юга пришли многие другие народы, возникли самые разные племена, где в основе были преимущественно балты, финно-угры и славяне, но и те, кого ранее называли скифами и сарматами, приняли участие в формировании новых этносов – все они растворились в новых племенах (народах) на Русской равнине.
Но о «балтской» основе русского народа забывать всё-таки не стоит!
Помните фразу из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию»? – «Аз есмь царь!», в наше время эта фраза звучит иначе: «Я – царь!», а вот на современном литовском языке эта фраза будет звучать ближе ко временам Ивана Грозного: «Аш есу царь!»
И немного слов для тех, кто интересуется родством и близостью санскрита, литовского и русского языков - первое слово или фраза – современный русский язык, второе – санскрит(произношение), третье – современный литовский (произношение):
Я – аз – аш; Ты – тва – ты; Тот самый – татсама – тас патс;
Семья – семья – шэйма; Отец (тятя) – тата– тэвас; Мать, матерь – матри - мотина;
Мама – мати - мама; Сын – суну – сунус; Дочь – духита – дукра;
Брат – братри – бролис; Жена – джани – жмона; Дядя – дада – дядя;
Огонь – агни- угнис; Дай мне огня - деха ме агни - дуок ман угниес;
Зима – гима – жиэма; Снег – снега – сниэгас; Весна – васанта – павасарис;
Жизнь – дживатва – ги:вэнимас; Смерть – мритью– миртис – отсюда наше умереть, умирать;
День - дина – ди:на; Ночь - нахта – нактис; Свет – швета – пасаулис;
Земля - хема- жемэ; Гроза- гарджа- жайбиоти; Роса - раса – раса;
Знать - джна – жиноти; Знание - джнана– жинойимас; Писать - пиш – раши:ти;
Первый- пурва – пирмас; Два, две , двое – два, дви, двая – ду, дви, ду;
Три, трое – три, трая– три:с, трейетас; Четыре – чатур – кетури;
Пять - панча – пэнки; Шесть – шат – шэши; Семь - сапта– сэпти:ни;
Восемь – ашан – аштуони; Девять – наван- дэви:ни; Десять – дашан – дэшимт.
Примечание: «и:» - долгая «и»
Как видите, где-то русские слова звучат ближе санскриту, где-то литовский ближе санскриту, где-то близки русский и литовский, но есть слова, которые близки по звучанию на всех трех языках. Та же «роса», говорим-то мы «раса»! Так это сейчас, в XXI веке, а как говорили наши предки в начале нашей эры? Судя по всему, и балтские племена, и славянские, без особого труда понимали друг друга, они родственники по происхождению, все они родственники более древних племен, самоназвание многих из них - «арии» (арии Индии, Мидии и Персии). Корень-то один – и по крови, и по языку! И поэтому спорный вопрос – балтский или славянский язык возобладал на Русской равнине, при условии, что в древности различий между ними особо-то и не было!
Как по мне – мы говорим на современном варианте сакрального языка древнейших племен Русской равнины, очень сложном, где от интонации зависит глубинный смысл, необыкновенно красивом и колоритном, очень образном, обладающем необыкновенной энергетикой, одним словом - «язык из обители богов», как говорят индоарии! Как назывались древние племена? Одни из них точно называли себя «арии». Как другие себя называли? Анты, венеды, русы, балты... У них много имен. Суть не в этом.
Суть в едином корне, в общем истоке языка «ариев» и языка наших предков. Великий индийский санскритолог Лал Бахадур Шастри при посещении нашего Русского севера обнаружил, что русские северяне говорят на какой-то архаичной (древнейшей) форме санскрита. Близость языков была очевидна, Л.Б. Шастри даже отказался от переводчика, заявив, что все понимает без перевода. Более того, он признал, что язык автохтонный (т.е. местный), возникший на этой земле, а не привнесенный откуда-либо ещё.
Да, индоарии, как и многие другие племена «ариев», ушли когда-то с Русского севера и с Русской равнины. Здесь остались племена, в языке которых сохранились более древние формы сакрального языка и слова, смыслы, которые древнее ведического санскрита. И это то, что важно понимать нам о нашем родном русском языке.
Сегодня сложно сказать, от каких племен (народов) древности кому что досталось, в каких пропорциях они здесь смешались. Многие ученые спорят до хрипоты и даже ссорятся из-за этого вопроса. Вопрос и впрямь сложный. Но очевидно, что современные прибалтийские народы (литовцы, латыши, эстонцы), современные угро-финны (мордва, марийцы, коми–пермяки), русские севера, центра и юга, белорусы, украинцы, поляки, чехи, словаки сложились из каких-то явно родственных племен! В наше время уже палеогенетики говорят о почти полном совпадении не только гаплогрупп, но и гаплотипов, и современных субклад в генетических кодах этих народов. Совпадение идет и по мужской, и по женской линиям. Конечно, наши тюркские народы добавили себе некоторое количество азиатских корней. Но и у них прослеживается родство с соседними славянскими и финно-угорскими племенами (народами). Просто факт.
Современная русская нация напоминает собой терем-теремок в несколько этажей, со множеством клетей и подклетей, горниц, светелок и т.д. - каждый отдельный элемент - древнее племя, ставшее частью русской нации, где в основе, на которой все и держится, древние балтские племена.
В этой статье я постаралась ответить на многие вопросы, которые интересуют меня и многих моих читателей, кто интересуется историей нашей страны, России.
Хочу в заключении отметить особую связь князей московских и литовских и в более поздние времена – во времена Золотой Орды, Ивана Грозного и даже во времена Романовых. Вечные соперники (вспомните Великое Литовское княжество, Древнюю Русь и Русское государство времен Грозного и первых Романовых), тем не менее, о родстве своем помнили и знали: князья московские выдавали своих дочерей за князей литовских и брали в жены литовских княжон (мама Ивана Грозного была литовской княжной из рода Глинских), среди русской элиты тех времен было много не только Рюриковичей, но и Гедиминовичей, как и других русско-литовских древних родов! Подмосковье к VI веку было заселено племенами, более всего родственными летто-литовцам (племя голядь), которые потеснили здесь финно-угорские дьяковские племена. И литовские князья, и русские, обладали сильными лидерскими качествами. И это лидерство что одних, что других, имеют самое непосредственное отношение к становлению наших государств, к нашему языку, культуре, традициям, вере и в целом к нашему менталитету!
Но и обиды кровные родом из тех времен!
В XVIII-XIX веках русский язык будет бурно развиваться и совершенствоваться, некоторые слова будут заимствованы из других языков, но сам язык, его колорит, его гибкость и выразительность, его звучание и сам дух языка от этого не пострадают, увеличиться лишь словарный запас! В эти века будут сформированы основы литературного русского языка, языка Пушкина, Толстого, Тургенева, Чехова, Достоевского и других великих русских писателей и поэтов.
Всё течет, всё изменяется! Люди забывают, а порой и не знают о своем родстве. Часто от родства отказываются в силу сиюминутных политических целей. Увы! Это очень печально, когда враждуют братские народы. Люди… Грешные, грешные люди… Но такова жизнь!