Автор: Людмила Сягаева, заместитель директора по научной работе Музея-усадьбы «Кусково»
Среди российских усадеб, превращенных в музеи, найдется немного таких, в которых, как в подмосковном Кускове, тесно переплелись история страны и уникальное «содружество муз», богатейшие коллекции и человеческие судьбы.
Усадьба получила широкую известность как «летний загородный увеселительный дом» одного из богатейших вельмож России – графа Петра Борисовича Шереметева, сына и наследника знаменитого фельдмаршала петровской эпохи, первого российского графа Б.П. Шереметева. Здесь всё устраивалось «по апробации и по указу его сиятельства», следуя образцам царских загородных резиденций, с использованием лучших достижений европейского ансамблевого строительства, учётом русских традиций и особенностей подмосковного ландшафта.
ТОРЖЕСТВА И ГУЛЯНЬЯ
Кусковский мир складывался на протяжении десятков лет и обрёл основные очертания в 1750-1770-х гг. Осуществлению замыслов графа П.Б. Шереметева во многом способствовала его женитьба на единственной наследнице огромных владений князя А.М. Черкасского. Как часть приданного княжны Варвары Алексеевны к Кускову было присоединено соседнее село Черкасских – Вешняково, что позволило развернуть огромный по тем временам ансамбль. Назначение усадьбы во многом определило её своеобразие. Изысканные образцы усадебной архитектуры, великолепный французский парк, зеркальная гладь прудов, многочисленные увеселительные затеи были превосходными декорациями, в окружении которых разыгрывались грандиозные театрализованные праздники. С наступлением лета дважды в неделю, по распоряжению гостеприимного хозяина, на усадебные гулянья приглашались все, «кому угодно оным пользоваться». Особо отмечались дни рождения и тезоименитства владельцев, важные государственные и церковные даты.
Сюда стремилась попасть почти вся Москва. Раскинувшаяся более чем на 300 га усадьба в дни особенно торжественных приёмов собирала до 25-30 тыс. гостей. Центром ансамбля был деревянный Дворец, или Большой дом – образец раннего русского классицизма, доминирующий в архитектурной сюите Почётного двора. Его нарядные залы и гостиные, предназначенные для торжественных приёмов, практически полностью сохранили архитектурную и декоративную отделку XVIII в. Водная гладь Большого пруда перед Дворцом служила сценической площадкой, по которой во время гуляний скользили ярко расцвеченные челноки, ялики и парусная яхта с пушками, разыгрывая потешные морские баталии. В сумерках вечеров зеркальные воды отражали огни роскошных фейерверков.
ИДИЛЛИЯ И ВЕЛИКОЛЕПИЕ
За Дворцом раскинулся французский регулярный парк – единственный уцелевший в Москве подобный образец садового искусства середины XVIII в. Строгая геометрия его «зелёной архитектуры» – с треугольными боскетами из стриженой зелени, ровными линиями аллей и газонов – оживлена беломраморной скульптурой русских и итальянских мастеров XVIII в. Чередование зелёных ковров и цветников партера – торжественного зала под открытым небом – завершают застеклённые галереи Большой каменной оранжереи.
В Кускове удивительным образом слились воедино идиллия пасторали и светское великолепие, уют барской усадьбы и блеск придворного праздника. Здесь нет пределов полёту фантазии, а реальность превращается в игру. Как из рога изобилия высыпаются на благословенную землю архитектурные игрушки – Голландский и Итальянский домики, французский Эрмитаж, подводное царство Грота. В тропиках Американских теплиц – изобилие винограда, персиков, ананасов. Похожие на резные шкатулки миниатюрные менажереи заняли пернатые раритеты – редкие водоплавающие птицы.
ОСТРОВОК ГАЛАНТНОГО ВЕКА
Хоть канули в Лету многолюдные кусковские гулянья, пушечная пальба потешных морских боев, чарующие мелодии итальянских опер Воздушного театра и музыка огня фантастических фейерверков, время пощадило этот «земли лоскутик драгоценный», в котором всё ещё царит галантный век. Кусково дарит возможность стать желанным гостем великолепного мира парадной дворянской усадьбы XVIII в.