Одна из самых огромных трагедий нашего времени - русский корабль-призрак Курск. Почему призрак, спросите вы? Потому что такое горе, такой страх и боль, просто не могут остаться без внимания высших сил. К тому же, моряки рассказывают, что до сих пор, видят в районе гибели Курска призрак этого корабля.
12 августа 2000 года в Баренцевом море погиб атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) К-141 Курск – одна из самых современных на тот момент субмарин ВМФ России. Курск относится к проекту 949 Антей, главным предназначением которого является борьба с крупными надводными кораблями противника, прежде всего – с авианосцами. Заложенный в марте 1990 года, он был спущен на воду в мае 1994 года и вошел в строй 30 декабря 1994 года.
Трагедия унесла жизни 118 человек (111 членов экипажа, пять представителей штаба 7-й дивизии подводных лодок Северного флота РФ и два сотрудника предприятия Дагдизель).
В августе 2000 года в Баренцевом море проходили комплексные учения сил Северного флота. АПРК Курск вышел в море 10 августа. 12 августа в восемь часов утра он находился в назначенном районе, о чем во время сеанса связи командир АПРК известил командный пункт (КП) флота. В полигоне подводная лодка должна была оставаться до полуночи. В 8.51 с Курска вновь своевременно доложили на КП о выполнении условного ракетного удара по кораблям "противника". С 11.30 до 14.30 он должен был выполнить торпедную стрельбу по отряду боевых кораблей с применением практических торпед. Но наблюдатели в назначенное время торпедных атак не обнаружили. На командном пункте надводников всплытия "АПРК не видели и доклада по результатам выполнения учебно-боевого упражнения не получали.
В 14.50 корабли и вертолеты из состава отряда боевых кораблей (ОБК) по приказанию КП флота осмотрели район возможного нахождения и всплытия Курска. В 17.00 подводный крейсер вновь не произвел на КП планового донесения по дальнейшим действиям в назначенном районе. Через час на командном пункте и дежурным силам флота была объявлена "Боевая тревога". В 18.00 старший на КП – командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов утвердил предложенный начальником штаба порядок действий сил, находящихся в море, и дежурных сил флота в базе по выходу в район и поиску пропавшего АПРК Курск.
Даже я, будучи подростком, помню, как вяленько искали субмарину. И насколько меня это возмущало. Я спрашивала у матери, почему никто и ничего не делает? Там же люди внутри! Живые! И люди действительно были живы. Какое-то время...
Курск нашли на грунте на глубине 108 метров. Какое-то время с подлодкой даже поддерживали радиосвязь. Позже представители флота заявили, что связь с подлодкой осуществляется только через перестукивание... Членов экипажа Курска планировалось эвакуировать с помощью спасательных снарядов. В районе катастрофы сосредоточились суда аварийно-спасательной службы Северного флота. Однако "шторм" не позволил спасателям начать работу.
России помогали все. В том числе и Норвегия. Но 23 августа всё равно было объявлено днем траура. Днем, который через 20 лет забыли все, кроме семей погибших подводников. 23 августа перестали считать живыми тех, кто возможно ещё не погиб тогда... И умирал медленно в темноте и холоде.
Операция по подъему тел погибших моряков-подводников началась 20 октября 2000 года. Водолазы достали из девятого отсека двенадцать тел подводников. 7 ноября водолазные работы на 4-м отсеке Курска прекратили из-за сильных завалов. Дальнейшее продвижение водолазов в глубь атомохода было небезопасным. Осмотр Курска показал, что его атомный реактор и вспомогательные механизмы не были повреждены.
7 октября начался подъем Курска. 10 октября была успешно завершена буксировка подводной лодки в Росляковский судоремонтный завод ВМФ. 21 октября Курск в подводном состоянии завели в док. После полного радиационного обследования 25 октября док вместе с лодкой был постепенно поднят на поверхность.
25 октября группа следователей-криминалистов и медиков начала обследование отсеков подводной лодки. Найденные тела подводников отправлялись на исследование для выяснения обстоятельств смерти, а также для установления их личностей. В общей сложности следователям с учетом тел подводников, эвакуированных из девятого отсека осенью 2000 года, удалось достать и опознать останки 115 из 118 членов экипажа. Из подводной лодки выгрузили большинство из находившихся на ее борту крылатых ракет и провели анализ причин катастрофы. В апреле 2002 года Курск был переправлен на судоремонтный завод для утилизации, которая так и не была завершена на заводе Нерпа.
Согласно официальной версии, трагедия произошла 12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут 26,5 секунд по московскому времени в результате взрыва центр, которого находился в месте расположения учебной, без боевого заряда, торпеды 65-76А, внутри четвертого торпедного аппарата. Он произошел в результате утечки водородной смеси из образовавшихся микротрещин на корпусе торпеды, которые возникли вследствие "нештатных процессов". Вытекшая смесь, взорвавшись, разрушила торпедный аппарат №4 и находившийся рядом аппарат №2. Этот взрыв привел к гибели находящихся в первом отсеке моряков. После него в корпусе лодки образовалось отверстие, через которое стала поступать вода. Затем разлетающиеся части торпеды спровоцировали взрыв других торпед. Второй взрыв прогремел в 11.30 мск и привел к гибели экипажа в других отсеках лодки, кроме шестого, седьмого, восьмого и девятого. Офицеры перевели оставшихся в живых моряков в девятый отсек, где продолжили борьбу за живучесть судна. В девятом отсеке 23 моряка оставались в живых в течение шести-восьми часов, что подтвердили как судебно-медицинские, так и технические экспертизы. Хотя кто-то говорил, что несколько дней...
По другим данным (версий много, можете сами посмотреть их в сети - от диких, до одиозных. Мы выбрали самую адекватную), Курск атаковала американская подлодка-наблюдатель Мемфис, находившаяся в районе учений. Эта версия основана на том, что в боку затонувшего судна обнаружили отверстие + свидетельство присутствия субмарин США в том же районе в то же самое время, когда Курск затонул. Американский военный источник заявляет, что такое отверстие является «фирменной» уликой воздействия американской торпеды МК-48, которая обладает способностью проходить как по маслу через стальную обшивку судна благодаря специальному механизму на носу торпеды, который воспламеняет и расплавляет медь. Но из-за 118 моряков, как водится, международный скандал не стали разыгрывать. Раздали награды посмертно. Мемориал воздвигли, чтобы люди помнили. Люди помнят их?
Для наглядности, пара слов о ракетном попадании в корпус судна - обратите внимание на загнутые края. Ведь действительно Курск кто-то атаковал... Курск лежал на грунте с поднятым перископом, а под перископом никто торпедами со Второй мировой не стреляет. Доказательств того, что Курск уходил от атаки, вполне достаточно. Это и оставшиеся открытыми створки ходового мостика, и рули высоты, поставленные в положение "максимальное погружение", и погнутые от удара о грунт гребные винты, очевидно, встретившие дно на максимальных оборотах.
На последних фото подводная лодка-фантом, замеченная в Баренцевом море. По слухам, после её появления всегда возникает шторм. Точно такой же, какой помешал спасти русских подводников.