Найти тему
Параллельная Россия

История о том, как я ездила на Валаам

Такое я видела впервые. Корабль-льдышка. Было ощущение, что его облили водой, и мгновенно заморозили.

Всё, абсолютно всё, было во льду

Поручни, спасательные круги, канаты, пол. Ходить получалось с большим трудом, и только если держаться за ледяные борта.

Судёнышко называлось «Святитель Николай». Оно было какое-то нереальное. И перемещало нас в другую реальность — на Валаам.

Я мечтала там побывать

В​ монастыре на острове. От одного этого сочетания слов захватывало дух. Параллельный мир — иной, обособленный, малопонятный нам, простым смертным.

В моём воображении представали какие-то благородного вида, непременно с трагической судьбой, старцы, заточившие себя на острове вдали от земной суеты.

И вот они молятся, а ледяной ветер с Ладожского озера развевает их бороды и рясы. Всё это виделось мне как-то очень романтично и драматично одновременно. Как в кино примерно.

Как в кинозале я себя и ощущала всю дорогу

Пока наше чудо-судно шло, разрезая только вставший лёд.​ За линию горизонта садилось солнце, вечерело. Закатные лучи подсвечивали льдины вокруг. Несмотря на холод, уйти с палубы было просто невозможно.

Всю дорогу мы так и простояли, держась за ледяные поручни и не отводя глаз от ледяной красоты Ладожского озера. И вот вдали наконец показался самый большой остров Валаамского архипелага с монастырскими постройками и церковными куполами.

Донёсся звон колоколов. И так это было красиво, таинственно и сурово. Другая, невероятная, отдельная жизнь постепенно открывалась нашему взору. Всё так, как я себе представляла. И даже лучше. Потому что на самом деле.

В общем, корабль-льдышка доставил нас на Валаам

Всю дорогу я настраивала себя на бытовой монастырский минимализм без удобств и изысков. Но, когда мы прибыли, расселили нашу компашку, ко всеобщему глубокому изумлению, не в аскетичных кельях, а в vip-гостинице.

В каждой комнате там была печка, мягкая кровать и… бутылочка винца. Обнаружился и санузел: душевая кабина, горячая вода, все дела.

Потом нас пригласили на ужин, и это оказался ужин-ужин-ужин! Огромные греческие маслины, уха из трёх видов рыб, запечённая нежнейшая форель. Таких деликатесов я уж точно никак не ожидала.

-3

Ну да, на Валааме у меня вышла хрестоматийная история из серии «ожидания/реальность»

То есть они не сошлись. Моя романтично настроенная натура представляла себе кино «Остров» с Мамоновым в главной роли, а получила вполне себе обычную монастырскую жизнь.

И в ней было место и отелю с удобствами, и вкусняшкам, и разным людям. В том числе и хорошим. Нам удалось познакомиться с замечательными монахами.

У каждого из них своё послушание

Это то, что они должны исполнять неделями, месяцами и даже годами. Один живёт вдали от всех посреди леса, и это его послушание. Другой изо дня в день делает свечи. Третий выращивает форель на озере.​ Четвёртый печёт чудесный хлеб.​

На кухне в постный день мы узнали, что монахи готовят для себя суп из консервированных кальмаров. Мол, кальмар — не рыба, не мясо, его есть можно.​

Ещё меня называли матушкой, а моих друзей — отцами

С тех пор мы так и именуемся. Матушки и отцы прижились быстро и накрепко. Было душевно. Правда, какой-то особый дух святости, который я так ждала, поймать не удалось. Во вторую поездку всё вышло ещё более прозаичней.

Но! На Валаам ехать надо. Ради невероятной карельской природы и ради мощной истории этого острова. Главное — не надумывать лишнего и не ждать чудес. Место же не обязано оправдывать наших ожиданий. Ни моих, ни ваших.

В следующей статье — общий список карельских интересностей. А в предыдущей — прекрасная Рускеала. Все мои заметки об этой республике можно найти по хештегу #нина бакланова карелия .

Чтобы не пропустить самые интересные истории о России, подписывайтесь на мой канал!