Пространственное мышление - это то, что помогает нам создавать объёмные картинки в голове, преобразовывать их, трансформировать и перемещать.
- Пространственное мышление непосредственно связано с образным мышлением, с процессом визуализации и развития навыка "рисования" картинки в голове.
- Напрямую связано с памятью и механизмом запоминания, т.к. наш мозг запоминает только образы.
- Пространственное мышление является отличным проводником для развития воображения.
- Необходимо для решения геометрических задач.
Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений, способствующих развитию пространственного мышления. К тому же, они не требуют большого количества пособий.
Упражнение "Мышка"
Потребуется лист бумаги квадратной формы, разделённый на 6 одинаковых клеток.
Следуя инструкции взрослого ребёнок передвигает мышку по клеткам. Например: Посади мышку в середину. Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз и т.д.
Упражнение можно усложнять. Ребёнок по инструкции двигается по полю только глазами. В конце игры просим ребёнка показать, где он оказался.
Упражнение "Попади карандашом в кружочки" (методика А. Э. Симановского)
Для этого понадобится шаблон в котором изображены ряды кружков диаметром около 3 миллиметров. Кружки расположены в пять рядов, по 5 штук в каждом ряду. Расстояние между рядами по 1 сантиметру.
Ребёнок, не отрывая руку, должен как можно быстрее и точнее поставить точки во все кружки, но в определённом направлении (первый ряд сверху вниз, второй ряд снизу вверх или справа налево и слева направо).
Упражнение "Зеркало"
До игры выложите разнообразные геометрические фигуры в линейном порядке на одной половине листа А3, на второй половине листа ребёнок должен выложить ряд из фигур, но в зеркальном отражении, то есть наоборот. На этапе обучения данной игре рекомендовано использовать зеркало, чтобы ребёнок понял принцип выкладывания деталей.
Упражнение "Волшебный мешочек"
Рассматриваем и ощупываем с ребёнком разнообразные предметы (шарик, яйцо, кубик, грибок) или различные геометрические фигуры. После чего убираем их в мешочек. Затем ребёнок с закрытыми глазами достает предметы из мешочка и называет их. Можно просить достать определённый предмет на ощупь.
Для развития пространственного мышления будут полезны игры: "Танграм", кубики Кооса, кубик Рубика, прохождение разнообразных лабиринтов и рисование по клеточкам или по цифрам.