Найти в Дзене

Типичные проблемы предпринимателя в кризисных ситуациях

Бизнесмен, предприниматель – человек, создающий предприятия, а значит рабочие места, отвечающий за благополучие и в некотором смысле судьбы людей. Сравнительно с наёмными работниками ограничен невозможностью уволиться или сменить место работы при наступлении неблагоприятных условий деятельности. Не имеет карьерной мотивации, а только мотивацию к наращиванию и укреплению собственного бизнеса.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Развитие коучинга, тренингов, пропаганда позитивного мышления, популяризация некоторых приемов психологии и их активное применение социумом безотносительно исходных условий и качеств личности приводят к насаждению в массы условий для формирования завышенной самооценки. Стремление стать  независимым, открыть свое дело ассоциируется с понятием успеха в современном обществе и повышает уровень притязаний.

Однако, при акцентуации сугубо положительных эффектов от создания собственного бизнеса, идеализации образа бизнесмена опускаются, как правило, сложности, возникающие в процессе построения и ведения бизнеса, и не учитываются необходимые для бизнесмена качества личности. Ограничительные меры  в период пандемии 2020 года вскрыли массовую неготовность бизнеса к вызовам и рискам, спровоцировали рост агрессии, недовольства, иллюзий, иррациональное поведение, выраженное в отказе от поиска решений в пользу прокрастинации, преобладание эмоций и подмену ими истинных целей, а также неправомерное использование глобальных ограничений как ширмы для сокрытия неуспешности управления бизнесом.

Частые проблемы, возникающие в критических ситуациях (пандемия, недружественное поглощение/рейдерский захват и пр.), и реакции на них бизнесменов:

· Неготовность встретить трудности из-за низкого уровня операционального стресса (напряжения). Невозможность выдерживать стрессовые нагрузки и, как следствие, склонность к шаблонному и позитивному мышлению, невнимание к деталям и мелочам исключают возможность своевременно оценить зародившуюся проблему и способствуют самоуспокоению, расслаблению и последующему отказу от поиска решения и его воплощения. Метод решения вопросов по мере поступления также работает в основном негативно.

· Неверие в серьезность происходящих событий. Отрицание. Эффект «лягушки в кипятке» - при нагревании воды лягушка не чувствует момент, когда еще может выпрыгнуть и спастись, поэтому гибнет.

· Финансовые трудности по объективным (и не только) причинам приводят к формированию страха за своё будущее и будущее компании, которое видится непредсказуемым. При возникновении и росте долгов наступают пограничные состояния: отчаяние, агрессия, паника, паранойя, депрессии (в клиническом смысле, а не в смысле дурного настроения), психические расстройства, позиция жертвы, суицидальные состояния (например, самоубийство бизнесмена Грудина).

· Нежелание терять привычный уклад жизни и сокращать расходы. Вопрос высоты падения, сохранения/спасения активов. Происходит перекладывание вины за невозможность поддерживать прежний уровень жизни, как правило, на абстрактные безличные объекты (государство, правительство, мировое правительство, медики, бандиты и пр.).

· Чувство несвободы, плена от обязательств. Как правило связаны с невозможностью всё бросить, уволиться и уйти на другое место работы, а только «отречься от престола». Такие состояния провоцируются необходимостью крупных финансовых, временных и психических затрат для ликвидации или реструктуризации компании. Так, юридические лица без долгов ликвидируются быстрее. При наличии долгов необходима длительная дорогостоящая процедура банкротства с вероятным подключением механизмов субсидиарной и иногда уголовной ответственности.

· Отношение к инструменту банкротства как к ситуативному, а не как к функциональному. Некоторые отказываются или не способны фактически изучить тему банкротства и регуляторных мероприятий государства и используют термин "банкротство" исключительно для эмоциональной окраски речи или прошения, тем самым искажая его смысл до понятия «смерти предприятия» (подмена понятий). Некоторые прибегают к угрозам государству собственным банкротством.

· Проблемы с наёмным персоналом, расчёты с ним и его лояльность. Предприниматели склонны к иллюзиям, связанным с персоналом, которые представляют собой перенос бытовых социальных понятий в плоскость коммерческих отношений (преданность, терпение и пр.), особенно при наличии в штате родственников или друзей. Одновременно серьезные потрясения происходят в отношении своей роли руководителя – держать слово, сохранять штат вне зависимости от обстоятельств и т.д., что не сочетается с необходимостью сохранить предприятие, а значит рабочие места для большинства.

· Объединение в группы для снятия напряжения от невозможности оперативно купировать нарастание проблемных ситуаций. Присоединение к группам агрессивно настроенных даже тех, кто не разделяет позицию группы, но опасается не быть «как все» и упустить возможности или блага, которые группа теоретически может получить от государства.

· Потеря возможности объективно просчитывать результат деятельности. Явления прокрастинации, связанные с составлением коллективных писем государству, где, как правило, используются грубые обобщения - «выдать деньги всем бесплатно», "отменить налоги, кредиты, обязательные платежи", размытое неконкретное требование господдержки и т.д. Использование таких обобщений демонстрирует высокий уровень эмоционального напряжения, но лишает подобные обращения смысла. Такими письмами также демонстрировалось желание приватизировать прибыль, национализируя убытки.

· Преобладание эмоций и мнений над фактами, выраженными в действительности и законодательстве. Формирование запроса на государственное регулирование коммерческих взаимоотношений хозяйствующих субъектов. Например, арендные отношения в ТЦ показали, что арендаторы стремились прекратить свои обязательства по оплате арендных платежей, не учитывая, что арендодатели являются такими же представителями бизнеса, несущими издержки. Владелец авиакомпании S7, например, так заявил о положении коммерсантов: "Если у него плохи дела, он обязан заявить о банкротстве. Сейчас он заявить о банкротстве не может — закон не позволяет. И уволить людей он не может — закон не позволяет. Остается только идти в тюрьму". Этим умозаключением он продемонстировал полное невладение информацией о моратории на банкротство, который запрещал только инициирование банкротства третьими лицами, не запрещая заявления о несостоятельности самим юрлицом. Также громкое заявление о запрете увольнения сотрудников скрыло информацию о том, что такое требование было только к компаниям, претендующим на господдержку. Прочие могли беспрепятственно сокращать персонал.

· Использование глобальной ситуации как ширмы и орудия для попыток решения всех проблем, в том числе и в судах. В период самоизоляции многие бизнесмены требовали введения чрезвычайной ситуации из-за иллюзии «схлопывания долгов», не понимая, что форс-мажор не освобождает от самого обязательства, а только от штрафов и неустоек. В этой связи испытывали фрустрацию. Некоторые предприниматели не понимали, почему суды требуют доказательства влияния ограничительных мер (причинно-следственные связи) непосредственно на конкретное юридическое лицо и т.д.

· Физические состояния, возникающие в критических ситуациях, - нарушения сна, снижение иммунитета, обострение хронических заболеваний, которые часто приводят к потере работоспособности и отягощению критической ситуации по причине невозможности делегирования решений партнёрам или подчинённым. Случаи развала семей по причине неготовности второй половины к депрессиям кормильца и ограничениям.

Такой далеко неполный перечень реакций требует тщательного научного изучения для целей поиска средств регулирования массовых психозов, а также управления уровнем компетентности лиц, принявших решение заняться собственным делом. Одновременно оценки требует деятельность коучеров, бизнес-тренеров и психологов, часто с кустарным бэкграундом. Так, видится необходимость предварительной психодиагностики лиц, участвующих в тренингах и коуч-сессиях, во избежание прогрессирования психических расстройств населения. Разумно также рассмотреть вопрос внедрения ответственности тренеров и коучей за оказание массовых услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Подписывайтесь на мой телеграмм-канал.