Езжу с работы и на работу по маршруту, который проходит через небольшой подмосковный городок с церквушками, кособокими домиками, затерявшимися в тени бетонных громадин-новоделов, "долгими" перекрестками, на которых приходится постоять.
Вот на одном из таких перекрестков примерно с полгода назад начала работать бригада нищих-попрошаек, которые окучивают стоящие в ожидании зеленого сигнала светофора машины по полной программе.
Ну где же, светофор зеленый?
Два-три, а то и четыре переключения светофора стоишь на этом перекрестке между двумя большими и красивыми храмами, поэтому непременно просящий товарищ к каждой машине подойдет. Техника окучивания проста, но эффективна. Неторопливый шаг, наполненные печалью глаза, тактичный стук в окошко (если кто отвлекся, и не замечает)
Отзываются, конечно, не все. Но функция отклика имеет место быть. По моим подсчетам, примерно, в каждом четвертом-пятом авто опускается стекло, и в руку просителя прилетает горсть монет, а порой и 50-100 рублевая купюра.
Наблюдения показали, что роль просителей играют практически одни мужчины, причем меняясь периодически и по сторонам перекрестка, и по "сменам" в течение дня. Женщин к процессу не допускают то ли в силу их быстрой утомляемости, то ли меньшей артистичности.
Особенно удачно идет процесс окучивания автолюбителей у одного товарища, который под мешковатую куртку нараспашку одевает видавшую виды тельняшку и пару армейских значков союзных времен.
Все-таки, наш народ уважает армию и служивых людей. И лозунг "Народ и армия - едины" живет в душах и сердцах старшего и среднего поколения.
"Геройский подвиг стрелка"
А мне вспомнился рассказ Леонида Пантелеева, когда он шестилетним пацанчиком (тогда еще Алешей Еремеевым - настоящее имя писателя) с мамой шел по Невскому, и увидел мальчика лет четырнадцати, одетого в военную форму (только-только началась Первая мировая), фуражка с красным околышем лежала перевернутой на земле, а в нее сыпались и сыпались монеты и купюры.
Будущий писатель восхитился юным героем, ведь у него на груди поблескивал Георгиевский крест, и, преодолев робость спросил, за что тот получил награду. "За подвиг геройский" - скороговоркой ответил солдатик, а женщина, которая стояла неподалеку, что-то рассказывала про Галицию, где сынок поучаствовал в боевых действиях.
Фуражка наполнялась с такой быстротой, что женщине приходилось её часто опорожнять, перекладывая купюры и мелочь в сумку. После, когда будущий писатель расскажет об этом эпизоде воевавшему отцу, тот скажет, что это был обычный "стрелок".
То есть тот, кто стреляет деньги под красивую легенду. Надо сказать, что в первый месяцы войны, когда в народе просто кипел энтузиазм по случаю битвы с германцем, такие "стрелки", играющие на патриотических чувствах людей зарабатывали немалые средства. Популярно было также "стрелять", имея рядышком с собой милую девчушку - ангелочка, отказать в просьбе которому практически невозможно.
Но, по мере затягивания войны и поясов, количество "стрелков" на улицах русских городов возрастало, а функция отклика столь же стремительно падала. Хотя, если у человека заложено в сознание сострадание к ближнему, то даже собственное непростое положение не является причиной в отказе помощи просящему.
По дороге на рынок
Тот же Леонид Пантелеев в автобиографической повести "Верую" приводит еще одну историю с прошением и подаянием, с благоговением говоря о добром примере, который своими поступками подавала его мама. Вот что рассказывает писатель:
"(Мама) учила нас работать, учила помогать ближним, учила веселому терпению.
Вот взяла она меня с собой на Покровский рынок. Мы совсем немного прошли по набережной, когда кто-то окликнул маму. Набережную Фонтанки наискось переходила бедно одетая женщина.
Плача и хватая маму за руки, эта женщина стала рассказывать какую-то ужасную историю о больнице, об умирающей от чахотки матери, о том, что нет денег выкупить из ломбарда швейную машину. Сейчас я думаю, и почти не сомневаюсь в этом, что женщина эта была «стрелком», профессиональной нищенкой, вымогательницей.
— Помогите! Барыня! Сколько можете, — говорила она, захлебываясь слезами.
— Не плачьте, милая, успокойтесь, не надо, — говорила, сама чуть не плача, мама. И, торопливо расстегнув свой ридикюль, она протянула женщине синюю пятирублевую бумажку. Женщина на лету схватила деньги, схватила мамину руку, поцеловала и побежала в сторону Лермонтовского.
Защелкнув ридикюль, повернула и мама.
— Идем домой, — сказала она.
— Как? Мы же на рынок!..
— Нечего, дорогой, нам там делать. У меня больше денег с собой нет."
Все-таки люди старой формации были более искренними, менее испорченными обманами и каверзами, которые столь часты сегодня. Многочисленные СМИ призывают нас не вестись на просьбы различных фондов и благотворительных организаций, которые прикрываясь благим делом, выуживают у добропорядочных граждан пусть и небольшие деньги, но в сумме получают приличную прибыль.
Кстати говоря, пандемия не только не убавила желающих обогатиться на доверии людей и их желании оказать помощь ближнему, но наоборот многократно увеличила количество мошенников на душу населения РФ.
Душа обязана трудиться!
Что же делать, спросят читатели? Кому верить? Честно скажу, однозначного ответа нет. Слушать внутренний голос, "интуичить" ситуацию - почему нет? Трудиться над собой во имя добра.
При этом, надо быть в курсе планов неприятеля (а неприятель у нас один - мошенники), поэтому отслеживать и мониторить случаи мошенничества, которые фиксируются по всей России.
Жулики адаптируют под новую реальность старые схемы, придумывают новые: притворяются волонтерами, предлагают купить несуществующие вакцины, поддельные тесты или магические амулеты от вируса, предлагают помощь в получении кредитных каникул и воруют деньги со счетов.
Они - эти мошенники - утратили право называться людьми. Но мы-то с вами людьми остаемся. Поэтому, даже в новогодние праздники, как писал поэт, нельзя позволять душе расслабляться и лениться!
"Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!"