Почему режиссер был вынужден сменить фамилию, за что его обожали зрители и не любили критики?
Всем барэв! Сегодня поговорим о судьбе замечательного армянского и российского режиссера Анатолия Эйрамджана (Անատոլի Էյրամջյան). Того самого, что снял в Советском Союзе первое коммерческое кино.
Итак, сам Анатолий Эйрамаджан (р.1937) появился на свет в предвоенном Баку, городе, обладавшем до 90-х годов большой армянской общиной.
Рос наш герой в в интеллигентной армянской семье. Папа Николай Николаевич Тер-Григорян, преподавал игру на фортепиано. Мама, Аревик Никитична Эйрамджан приходилась внучкой именитому армянскому писателю Газаросу Агаяну. В родне у Эйрамджана были композитор Эдуард Хагогортян (двоюродный брат) и художник Мартирос Сарьян (дядя).
Сам Анатолий еще в детстве обучился играть на скрипке. Обожал писать короткие и смешные рассказы. И, хотя окончил Азербайджанский институт нефти и химии, искренне мечтал о творческой карьере. И потому, сразу после студенчества отправился покорять Москву.
В столице молодой Эйрамджан устроился в «Литературную газету», где отвечал за отдел сатиры и юмора. Правда пришлось ему взять фамилию мамы - в Москве тогда был широко известен журналист Тер-Григорьян. И наш герой не желал, чтоб их путали. Так и стал Эйрамджаном.
Анатолий Эйрамджан начал писать легкие и воздушные киносценарии. На этом поприще уже в 1985-м году создал сценарий комедии «Самая обаятельная и привлекательная», которую уже за первые 12 месяцев проката посмотрели свыше 50 млн советских зрителей.
Однако затем Эйрамджану начало казаться, что режиссеры жутко уродуют его сценарии, полностью теряют его творческий замысел. И потому Анатолий Николаевич сам сел в режиссерское кресло...
Дебютировал Анатолий Эйрамджан как режиссер в 1989-м году. Снял свою первую комедию «За прекрасных дам!». Ставшее первым коммерческим фильмом в СССР - т.е, снятым без участия государственных киностудий.
Время то было сложное, никакой господдержки картины его не получали. И потому наш герой мог надеяться лишь на деньги спонсоров да зрительский успех.
Анатолий Эйрамджан снял за свою карьеру примерно два десятка веселых простеньких комедий, сценарий к каждому из которых написал лично. Фильмы режиссера обходились недорого: максимум в сто тысяч долларов. Снимались крайне быстро - за неделю-другую. Самыми знаменитыми стали «За прекрасных дам!» , «Бабник» «Стрела любви» и т.д.
В последние годы Анатолий Эйрамджан почти все время жил по грин-карте в США, где обосновался в теплом Майами. Не стало режиссера 23 сентября 2014 года.
Кто была жена Анатолия Эйрамджана?
Супруга нашего героя - Оксана Шадгар. Художник-постановщик и актриса, снявшаяся в том числе, в нескольких лентах у мужа. На данный момент - коммерческий директор созданной вместе с супругом киностудии Новый Одеон.
За что не любили Анатолия Эйрамджана?
Очень часто критики не особо лестно отзываются об Анатолии Эйрамджане, называя его ленты низкопробным перестроечным трешем, «кооперативным кино».
Но в то же время не стоит забывать, что Эйрамджан снимал на излете 80-х и в 90-е, в условиях полнейшего краха советского и российского кинематографа. Работал на мизерные средства, полученные от спонсоров.
И даже в такой сложной ситуации абсолютного безденежья Эйрамджан умудрялся выдавать на-гора по своему добротные фильмы, что так благосклонно принимали рядовые зрители...
Не стоит забывать и такой факт. На деньги, полученные комедиями Эйрамджана, студии нередко снимали затем серьезное кино. Например, «Самая обаятельная и привлекательная» финансово помогла выйти на экраны документальному фильму «Александр Галич. Изгнание».
А вы, дорогие читатели, что думаете о творчестве Анатолия Эйрамджана?