Найти в Дзене
Русский мир.ru

Приключения памятника

Этим летом по случаю карантина редкий турист из России смог добраться до Рижского взморья. Но те, кто преодолел все препоны, не только отдохнули, но и получили возможность по дороге к морю любоваться конной статуей Петра I.

Текст: Алла Березовская, фото предоставлено автором.

Поначалу туристы в изумлении останавливались у забора, гадая: как это вообще возможно? Как пятиметровая бронзовая статуя российского императора могла оказаться на чьем-то частном участке? Знали бы они, какой долгий и удивительный путь проделал этот памятник!

ГРУСТНАЯ ИСТОРИЯ

В 1908 году Рижская дума начала подготовку к празднованию 200-летия победы России над шведами и вхождения Риги в состав Российской империи. В честь этой даты было решено поставить в центре города памятник Петру Великому. Жителей Лифляндской губернии призвали внести пожертвования на памятник. Довольно быстро удалось собрать более 87 тысяч рублей, городское управление внесло еще 28 тысяч. На конкурс было представлено 58 проектов. Специально созданная комиссия выбрала вариант, предложенный немецким скульптором Густавом Шмидтом-Касселем. Памятник решили поставить в начале Александровского бульвара, напротив главного въезда в город. Кто бывал в Риге, место это хорошо знает, ныне на нем красуется главный символ Латвии – памятник Свободы.

В 1910 году памятник был готов. Гранит для постамента привезли из Финляндии, сама конная фигура, на которую ушло около 4 тонн бронзы, была отлита в Берлине. Торжественное открытие и освящение монумента состоялось 4 июля 1910 года. На праздник собралась вся Рига, куда накануне на яхте «Штандарт» прибыл император Николай II с семейством. Празднования длились три дня...

Памятник Петру Великому стал гордостью рижан. Он и вправду был хорош! Стоял на высоченном цоколе и вдаль глядел. Увы, недолго. Через пять лет, в разгар Первой мировой войны, когда немцы приближались к Риге, было решено спасти памятник. С большими предосторожностями его сняли с постамента и погрузили на пароход «Сербино», направлявшийся в Санкт-Петербург. Однако до столицы пароход не дошел: торпедная атака немецкого эсминца отправила его на дно неподалеку от берегов Эстонии.

Спустя двадцать лет эстонский водолаз Антон Негода обнаружил пятиметровую статую в 30 метрах от затонувшего судна. Несколько попыток поднять памятник не увенчались успехом. Решили… взорвать монумент и вытащить его по частям. В результате статуя сильно пострадала. Эстонцы обратились в Рижскую думу, предложив выкупить обломки. Дума дала добро.

Правда, к тому времени место, на котором прежде стоял памятник Петру I, оказалось занято: здесь полным ходом шло сооружение монумента Свободы. Депутаты предполагали, что статую императора можно будет установить в Царскому саду, где рос вяз, по преданию, посаженный здесь самим Петром I. Но когда в июле 1934 года всадник в расчлененном виде наконец прибыл в Ригу, настроения здесь уже изменились. А с установлением в Латвийской Республике диктатуры Карлиса Улманиса, русскому императору даже в городском парке место решили не выделять. И убрали на склад…

Памятник Петру Великому простоял в центре Риги ровно пять лет — с 1910 по 1915 год
Памятник Петру Великому простоял в центре Риги ровно пять лет — с 1910 по 1915 год

В советские годы энтузиасты предпринимали попытки организовать работы по восстановлению памятника, в 1977 году было принято даже соответствующее решение горисполкома. Но руки до царя так ни у кого и не дошли. Фрагменты памятника провалялись на разных складах шестьдесят лет. А потом в Латвии наступили новые, «коммерческие» времена, цены на цветные металлы резко взлетели вверх. И над бронзовым Петром нависла реальная опасность.

В 1994 году рижский историк, автор нескольких книг, посвященных Петру I и его пребыванию в Риге, Игорь Гусев снимал очередной сюжет для своей передачи «Клио» как раз на том складе, где хранились останки памятника.

«Это было весьма печальное зрелище, – вспоминает Игорь. – Памятник российскому императору валялся в пыли и грязи, всеми забытый и заброшенный. Как бы в Латвии ни относились к личности Петра, но любой хотя бы мало-мальски образованный человек знает из истории, что именно Петр Iзаложил основы процесса единения нынешней территории Латвии, а следовательно, и формирования латышской нации. До Петра эта территория была разделена на три региона. Лифляндия, ставшая основным приобретением Петра I, и вошедшие позже в состав Российской империи Курляндское герцогство и Латгалия, принадлежавшая Речи Посполитой, в итоге и стали нынешней Латвией… Разве одного этого недостаточно, чтобы проявить хотя бы немного уважения к заслугам царя-реформатора?»

Видный латвийский филолог Борис Инфантьев в свое время провел анализ народных латышских источников петровского периода. И что интересно, ни в одном из преданий той поры, собранных этнографами, царь Петр не являлся отрицательной фигурой. В легендах и сказках латыши изображали русского царя как героя, храброго и смелого богатыря, который спасает Ригу от пожара, изобличает колдунью или наказывает злых помещиков, обижающих бедный люд…

А памятник спас один энтузиаст, любитель русской истории, рижанин Станислав Разумовский, хороший знакомый Игоря Гусева. В 1989 году он прочитал в местной газете репортаж о печальной судьбе бронзовой статуи Петра и увидел ужасающие фотографии. И понял: надо срочно спасать императора, пока его вместе с конем не сдали на переплавку. Поздно вечером вместе с приятелями они подъехали на грузовике к складу на улице Маскавас, где уже не было никакой охраны, и по частям вывезли весь монумент.

Единственная конная статуя в Латвии 110 лет назад вызывала всеобщее восхищение
Единственная конная статуя в Латвии 110 лет назад вызывала всеобщее восхищение

Разумовский перевез скульптуру к себе домой и даже пытался ее восстановить, но монумент все же пришлось отвезти на охраняемую территорию воинской части. После ухода советской армии в 1992 году в эти казармы переехали латвийские военные, они какое-то время тоже охраняли скульптуру. Здесь в 1999 году ее и разыскал рижский предприниматель Евгений Гомберг. Именно на его дачном участке в Юрмале сейчас стоит восстановленный на личные средства памятник Петру Великому.

СТРАСТИ ПО ПЕТРУ

Идти надо от Юрмальского концертного зала минут десять до улицы Друсту. Кстати, у прохожих спрашивать, где эта улица, нет смысла – не знают. Пароль звучит так: «Как пройти к памятнику Петру?»

Больше всего от взрыва пострадала фигура царского коня
Больше всего от взрыва пострадала фигура царского коня

«На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн…». Знаю-знаю, Александр Сергеевич писал эти строки не про нашего всадника, а про питерского, Медного. Но именно эти строки пришли мне в голову, когда я впервые увидела в Юрмале эту величественную конную статую, стоящую в паре сотен метров от Рижского залива. Да и не чужой Санкт-Петербург нашему рижскому всаднику. Во-первых, именно там его в 2000 году вернули к жизни. Во-вторых, в Северной столице поселился его бронзовый брат – точная копия рижского памятника.

В это трудно поверить, но еще несколько месяцев назад столетняя конная статуя российского императора стояла на рижской дворовой автостоянке среди джипов и «мерседесов», ожидая разрешения от властей Риги для въезда в центр города. И только знающие люди по наводке знакомых могли найти и навестить его здесь. Уникальный во всех отношениях памятник провел на задворках без малого двадцать лет, но разрешения на установку в более подходящем месте так и не дождался. И тогда Евгений Гомберг перевез монумент, находящийся у него на бессрочном хранении, в Юрмалу – к себе на участок.

Вот так, среди заморских "железных коней", стоял Бронзовый всадник сразу после его реставрации — на обычной дворовой автостоянке. 2001 год. Рига
Вот так, среди заморских "железных коней", стоял Бронзовый всадник сразу после его реставрации — на обычной дворовой автостоянке. 2001 год. Рига

Сразу побеседовать с Евгением нам не удается, так как у забора остановилась небольшая группа туристов из Германии. Поздоровались с хозяином дома и начали с интересом расспрашивать его. Пользуясь моментом, я подхожу вплотную к подножию статуи и любуюсь скульптурным творением немецких художников и питерских мастеров. Сколько же мытарств этому Бронзовому всаднику пришлось перенести!.. И под обстрелами торпед побывал, и на дне моря двадцать лет пролежал, и на складах полвека провалялся, и на автостоянке двадцать зим отстоял. Что и говорить, повезло императору, что на его пути попались неравнодушные люди…

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ИЛИ НОВОДЕЛ?

Что сделал в 1999 году Евгений Гомберг? Как человек, с юности увлекающийся историей Латвии, он, конечно, знал, что останки многострадального памятника Петру хранятся на складе. Когда его компании исполнилось десять лет, он решил в честь этого юбилея сделать что-нибудь хорошее для родного города. А почему бы памятник Риге в дар не преподнести?

Евгений разыскал Петра на складах воинской части. Картина была удручающая: куски монумента, разбросанные по углам, лошадиная голова с отломанной нижней челюстью, разрозненные фрагменты царской фигуры, да и те не все. Бронзовая голова императора вообще нашлась в российском посольстве…

В ожидании въезда в исторический центр Риги российский император провел на задворках почти двадцать лет и зим. 2010 год
В ожидании въезда в исторический центр Риги российский император провел на задворках почти двадцать лет и зим. 2010 год

Года за три до того искалеченный памятник осматривала комиссия из Санкт-Петербурга, специалисты покачали головами и вынесли вердикт: восстановлению не подлежит. Но Гомберг пригласил в Ригу знакомых петербургских литейщиков. Те сказали: «Если надо – сделаем!» Так для Евгения началась своя «петровская эпоха», растянувшаяся на два десятилетия.

Мэрия Риги подписала с ним договор о том, что он за свои средства проведет реставрацию исторического монумента. И процесс пошел. Памятник восстанавливали в цехе Рижского вагоностроительного завода. Здесь же собрали конную статую, скульптор вылепил недостающие части, которые потом отлили в литейной мастерской в Петербурге.

Тем временем рижские власти, не желая устанавливать памятник в историческом центре города, делают попытку подарить обломки Петра мэрии Санкт-Петербурга на 300-летие города на Неве. Но маневр не прошел: россияне, понимая настоящий смысл «подарка», отказались принять его в дар, деликатно указав рижанам, что историческому достоянию Латвии все же надо оставаться на родине.

Россия, Стрельня, Константиновский дворец. Бронзовая копия рижского Петра была установлена здесь в 2003 году
Россия, Стрельня, Константиновский дворец. Бронзовая копия рижского Петра была установлена здесь в 2003 году

«В соответствии с договором памятник юридически оставался собственностью города, а я взялся лишь за его восстановление, – рассказал Евгений Гомберг. – Когда уже почти всё отреставрировали, нужно было провести оценку проделанных работ. Первая комиссия признала, что петровский памятник представляет большую культурно-историческую ценность. Но руководитель агентства по охране памятников это заключение не подписал. Он созвал новую, более покладистую комиссию, которая пришла к парадоксальному выводу, что памятник безнадежно испорчен и никакой ценности не представляет. Акт этот утвердили…».

Вокруг памятника началась политическая и бюрократическая чехарда. Гомберга, ко всему прочему, пытались обвинить в том, что он якобы продал оригинал питерцам, а восстановленная скульптура – это новодел. «Одним словом, акт о приемке-передаче памятника так до сих пор и не подписан, – говорит Евгений Гомберг. – Пару лет назад я попытался снова запустить эту процедуру, но опять наткнулся на противодействие. Я утверждаю, что памятник, сооруженный в 1910 году и отреставрированный в 2001-м, является ценностью – культурной и исторической. Если комиссия это признает, то монумент сразу подпадет под охрану государства, которому это совсем не нужно. А сказать, что памятник не представляет ценности, у них тоже не получится, так как я легко могу показать, где у статуи восстановленные части. Они составляют не более 10 процентов от всего монумента».

Рижане приветствуют возвращение Петра I в Ригу. 2001 год
Рижане приветствуют возвращение Петра I в Ригу. 2001 год

Доказать это, как заверяет Евгений, легко. Памятник изначально отливался в Германии в начале прошлого века способом литья бронзы в земляные формы. Способ этот грубый, поверхность получалась шероховатой, с толщиной отливки 10–12 миллиметров. При изготовлении же новых частей скульптуры в Петербурге бронзу заливали в керамические формы, поверхность при этом получается гладкой, с толщиной отливки не более 5 миллиметров. Разница видна даже невооруженным глазом.

Работы по восстановлению памятника обошлись рижскому меценату примерно в 100 тысяч долларов. Выбор места для монумента должна была сделать Рижская дума.

Летом 2011 года обновленный памятник Петру Великому вернулся в латвийскую столицу – как раз накануне празднования 800-летия Риги. Его здесь ждали, правда, не все. Депутаты-националы выступили против установки в Латвии памятника русскому царю. Причем пригрозили выходом из фракции, что они в итоге и сделали. Таким образом, Петр I успел еще и в наше время наделать неприятностей латышским русофобам.

В программу празднования юбилея города торжественное открытие петровского памятника из-за всей этой политической неразберихи до последнего момента не входило. На выручку Петру Великому пришел тогдашний управляющий Рижским свободным портом, Леонид Логинов, предложивший Евгению Гомбергу установить монумент на территории порта. Туда российского императора доставили ночью в сопровождении полиции. А утром в порт ринулись толпы рижан и туристов, чтобы успеть полюбоваться и сфотографироваться рядом с чудесной конной статуей. Ажиотаж был невероятный! Люди как будто предчувствовали, что долго Петр Великий здесь не останется… Так оно и вышло. Через три дня Гомбергу настоятельно рекомендовали увезти памятник подальше от людских глаз, чтобы не смущать патриотически настроенных граждан. А то один из них даже ночью пришел к «русскому императору-оккупанту» с корзинкой яиц и начал кидать их ему в спину, пока охранники не вывели дедушку с этой самой корзинкой на голове… После этого Гомберг перевез памятник во двор своей фирмы, километров за пять от центра Риги.

А в 2003 году в резиденции президента России в Стрельне, у Константиновского дворца, была установлена точная копия скульптуры Петра, отлитая в той же самой мастерской, где отливались утраченные детали оригинального памятника.

С новосельем, Петр Алексеевич! На дачном участке Евгения Гомберга и под его надежной охраной. Здесь памятнику никто не угрожает, кроме голубей... Лето 2020 года. Юрмала
С новосельем, Петр Алексеевич! На дачном участке Евгения Гомберга и под его надежной охраной. Здесь памятнику никто не угрожает, кроме голубей... Лето 2020 года. Юрмала

В ЮРМАЛУ НА ПМЖ

В 2010 году в Риге в присутствии небольшого числа любителей русской истории у подножия Бронзового всадника на автостоянке прошли небольшие торжества, посвященные 100-летию памятника Петру I. А еще через десять лет Евгений решил перевезти Петра на новое место – в Юрмалу, к себе на участок, под охрану.

«У меня закончилась аренда здания в Риге, я оттуда уехал, а памятник остался беспризорным, – объяснил Евгений Гомберг. – В связи с повсеместными компаниями по сносу исторических скульптур, которые вдруг стали символами угнетения и рабства, включая Христофора Колумба, я понял, что у Петра в Риге вообще нет никаких шансов. Да и зачем создавать поводы для столкновения и вызывать противоречивые чувства у людей? А вот здесь, в тишине, у моря, Петр Алексеевич спокойно стоит. Ему здесь хорошо».

Вот так сложилась непростая судьба бронзового императора в Риге. Сегодня он нашел уютное пристанище в красивом месте под надежной охраной. Времена меняются, когда-нибудь и в Латвии люди будут более адекватно относиться к памятникам истории. Тогда, глядишь, так много сделавший для этой страны российский император наконец займет достойное место.

Да, кстати, если кто думает, что после всех этих хлопот с Петром Евгений Гомберг зарекся заниматься чем-нибудь подобным, то – как бы не так! С того времени это стало его хобби, бизнесмен за свой счет уже двадцать лет восстанавливает городские памятники и скульптуры, когда-то украшавшие Ригу, и пытается передать их в дар латвийской столице. И это у него иногда даже получается.

Путешествие Петра I из Риги на постой в Юрмалу
Путешествие Петра I из Риги на постой в Юрмалу

Сегодня на счету у Гомберга уже семь памятников. После Петра был российский генерал-фельдмаршал Барклай-де-Толли, который с 2002 года стоит на своем историческом пьедестале, у кафедрального собора в Риге. Затем в 2003 году – мемориальный знак в Верманском парке в честь экс-губернатора Лифляндского края маркиза Филиппа Паулуччи. Еще через год в старой Риге стараниями Гомберга появились статуи героя латышского эпоса Лачплесиса и Золотого рыцаря. В 2005 году напротив Театра оперы и балета возникла чудная бронзовая скульптурная группа рижского экс-мэра Джорджа Армистеда с супругой и собачкой.

К слову, в открытии этого памятника принимала участие прибывшая в Ригу с официальным визитом английская королева Елизавета – и это не шутка, а известный исторический факт. Хотя и забавный. Дело в том, что прообразом для собачки послужил любимый пес Евгения породы чау-чау, незадолго до этого умерший. Как потом шутили журналисты, Гомберг поставил памятник своей собаке, а на открытие пригласил Ее Величество Елизавету II…

Сейчас Евгений Гомберг занят новым проектом – установкой памятной доски на доме в Риге, где в детстве жила Елена Сергеевна Булгакова. Эскиз уже готов. И, возможно, этой осенью состоится торжественное открытие новой таблички – как дань памяти музе великого писателя, которая сохранила для потомков его роман «Мастер и Маргарита».