Я настолько далека от политики, что никогда не возьмусь в ней даже разбираться.
Но мне очень жаль, что на свете больше нет моего самого любимого музея. Музея, куда я всегда приходила, когда появлялась лишняя пара-тройка часов в златоглавой Москве. Я приходила сюда за спокойствием, теплом и уютом. За светом от уникальных картин удивительного человека, этот свет сопровождал меня потом на моем пути ещё долгое время. За повествованием о том, что нет ничего невозможного, которое также надолго даровало мне веру в себя и мотивацию к свершениям. За миром – в душе и человеческих взаимоотношениях. За энергией. За космосом...
Этого места больше нет. Мне негде больше переждать время в столице, чтобы не просто так, не бесцельно, а наполнившись смыслом на многие месяцы вперёд, до следующего возвращения к дорогой мне Москве.
К сожалению, я узнала об этом совсем недавно, хотя трагедия случилась далеко не вчера. Я как неумная обрадовалась, когда в январе 2018-го мы пришли в музей Рерихов в усадьбе Лопухиных с семьёй и неожиданно попали на выставку "Восхождение". Обрадовалась тому, что к столетию основания музея востока в одном здании собрали коллекцию произведений Николая Рериха, разбросанных по разным фондам – Третьяковской галереи, музеев Новосибирска и Нью-Йорка.
Мы с любопытством несведущих посмотрели выставку, в очередной раз восхитились мощной энергетикой картин, порадовались временному воссоединению триптиха "Мадонна Орифламма" и спокойно отправились по своим туристическим делам.
Я тогда, конечно, удивилась надписи на билете: причём здесь музей Востока? И ещё: куда спрятали от посетителей остальные экспонаты? Ну ничего, подумала я, в следующий раз приедем и обязательно увидим все, как было раньше. Выставка ведь временная...
Почему меня не сильно насторожили такие кардинальные изменения в облике музея? Да потому, что я всегда верю в лучшее и просто не могу представить себе, что существуют варвары, способные разрушить прекрасную экспозицию, наделявшую всех пришедших сюда миром и светом.
Дальше – больше. Я не насторожилась, когда мы уже с мамой приехали в Москву в сентябре того же 2018-го и нечаянно наткнулись на выставку Рерихов в одном из павильонов ВДНХ. Не догадалась спросить у сотрудников, почему произведения из усадьбы Лопухиных теперь представлены здесь, в бездушном и безжизненном пространстве павильона №13, бывшего "здравоохранения". Но мы были так рады случайной встрече с творчеством Рерихов! С творчеством неповторимым, непревзойденным, не подлежащим копированию и воспроизведению.
Наследие династии Рерихов бессмертно, только вот найдётся ли способ его передачи современным людям, по силе воздействия на сознание эквивалентный экспозиции утраченного музея в центре Москвы?
Безмерно грущу вместе со всеми, кому небезразлична горькая судьба небольшого, но такого содержательного и уютного музея в московском переулке неподалеку от храма Христа Спасителя. Жаль, что я не успела показать мужу и дочери своих любимых Рерихов – таких, какими они были в старинной усадьбе. Очень жаль, что нет больше Русского и Петербургского залов, залов Живой Этики и Учителей. Безумно жаль, что эта потеря – навсегда...