Найти тему
Павел Карякин

О повести Маркеса "История одной смерти, о которой знали заранее", гл. 6

ДАЙТЕ МНЕ ПРЕДРАССУДОК И Я ПЕРЕВЕРНУ МИР

Из открытых источников
Из открытых источников

6

ЕЩЁ РАЗ О ЧУДОВИЩНОСТИ ПРЕДРАССУДКОВ

Ведя разговор о человеческих слабостях, Г. Г. Маркес ещё как-то «прощает» (да простят мне такое злоупотребление кавычками) людям любопытство: «… а в лавку… заходили якобы покупатели и покупали молоко, которое им было не нужно, и спрашивали, нет ли продуктов, которых здесь никогда не бывало, – на самом же деле желая только одного: своими глазами увидеть, правда ли, что близнецы поджидают Сантьяго Насара, чтобы убить его». «Извиняет» чёрствость, равнодушие и даже ненависть. Натянуто, но «допускает», насколько подобное слово может быть уместно здесь, бездействие людей, знавших о готовящемся убийстве, но по причине беспечности и легкомыслия ничего не предпринявших. Но не извиняет слепого следования предрассудку. И не извиняет тем, кто ничего не предпринял для предотвращения трагедии, именно идя на поводу у предрассудков.

Развернув трагедию перед читателем таким немыслимым образом, преподнеся в тончайших подробностях страшнейшие вещи, автор и здесь не останавливается на достигнутом и буквально «добивает» нас – читателей – событиями через двадцать лет после трагедии: «Байардо Сан Роман шагнул вперед [к Анхеле Викарио], не обращая внимания на остолбеневших вышивальщиц, и положил свои сумки на швейную машинку. / - Ну, - сказал он, - вот и я. / Он привез с собой чемодан с одеждой - он собирался остаться - и другой, точно такой же чемодан, в котором были почти две тысячи её писем…». Потребовалось двадцать с лишком лет, чтобы любящие сердца сумели побороть чудовищный барьер предрассудков и всё простив, воссоединиться! Нравы ханжеского мира сделали несчастными на двадцать лет тех, в чьих силах было отринуть всю дикость предрассудков и наплевать на общественное мнение во имя высшего – во имя любви! И всё же она – любовь – восторжествовала! Великолепное событие! Событие, которое Г. Г. Маркес использовал для того, чтобы ещё более тонко, глубоко, практически садистски подчеркнуть несуразность смерти несчастного Сантьяго Насара! Жесточайший, но высокоэффективнейший ход! Но и это ещё не всё! Маркес – профессионал высочайшей пробы в подобных вещах и истинное предназначение такого «десерта» в следующем. Смешивая временные пласты повествования для достижения максимальной реализации замысла, Гарсиа описывает события двадцать лет спустя после трагедии: письма Анхелы Викарио, возвращение Байардо Сан Романа, описание их встречи. Финал, в общем-то, выводит на почти голливудский хэппи-энд, смерть Сантьяго Насара – уже далеко и вроде как значимость за событием лет её психологически стирается у читателя на фоне благополучного финала. И тут автор описывает само убийство – зверское, жестокое, со всеми подробностями, чтобы у читателя не осталось никаких «сглаженных» впечатлений о чудовищной нелепости обстоятельств убийства. Приём этот не щадит, но действует безотказно, раня душу точно ножом с последующим выворачиванием её!..

Продолжение следует 

Если было интересно, пожалуйста, ставьте лайки, подписывайтесь на канал - буду очень признателен! Всем добра, света и хорошего чтения!