Найти тему
Игорь Орлов

Как управлять чревом?

Оглавление

Безобидно ли чревоугодие?

Нет, не безобидно.

Эта страсть является корневой, существенной, которая питает многие другие страсти: лютые и лютейшие.

Страсть чревоугодия, как отмечает преп. Иоанн Лествичник, человеку невозможно полностью победить. По простой причине: она связана с естеством до самого завершения его земной жизни. Надо научиться ей Богомудро управлять.

св.преп. Иоанн Лествичник (фото из открытых источников)
св.преп. Иоанн Лествичник (фото из открытых источников)

Какие преимущества дает человеку умение управлять чревом?

  • Лучшее Богообщение, лучшее Богослышание, укрепление в духовной жизни, усиление ее. А духовная жизнь влияет и умственную, и на душевную, и на телесную, являясь главной и системоорганизующей в человеке.
  • Человек, который умеет обуздать и управлять своим чревом, сможет мудро управлять очень многим в жизни.
  • Ум постника трезв и силен, сконцентрирован на добром, Божьем.
  • Постничество, как метод обуздания чрева, отсекает множество грубых страстей в человеке. Никакой другой способ не хорош так, как этот. Но проводимый не по своеволию, а при помощи Божьей, Богомудро.
  • Разумное постничество, с учетом своей меры и ограничений, рождает земное долголетие и повышает качество жизни. При том условии важном, если постясь телесно будем совершать дела добрые, внимать Слову Божьему и не гордиться собой как чрево управленцем.

Чревоугодие, как корневая страсть в душе человеческой, имеет два проявления, которые выделяет авва Дорофей:

  • Обжорство (по словам Иоанна Лествичника, чрево: «будучи насыщено, вопиет: «Мало!», будучи наполнено, и расседаясь от излишества, взывает: «Алчу!» (Лествица, сл.14)
  • Гортанобесие (тонкая эстетика и излишняя изысканность питания, выбор особых явств, большая капризность в питании).
Св. преп. авва Дорофей
Св. преп. авва Дорофей

Обуздание чревоугодия – целое искусство, которое совершается человеком по мудрости Божьей и помощи.

Три главные вещи здесь:

1. Нет борьбы с естеством: питаться нужно, но не услаждаться этим безмерно.

2. Нет борьбы с едой. Не еда – зло, но страстное отношение к ней.

3. Ни о еде и борьбе с ней нужно думать, но о Боге. Не едя телесно – питаться духовно.

Здесь есть две стороны:

1. Нельзя резко и грубо воевать с чревом и подавлять его. Потому что, как сказано выше, эта страсть связана с естеством. Пища, по словам преп. Максима Исповедника имеет две важные функции: питания и лечения. Что свыше этого есть сладострастие и неразумие. Стоит помнить об этом. Если подавлять – могут возникнуть телесные болезни. Это не нужно допускать.

св. преп. Максим Исповедник
св. преп. Максим Исповедник

(преп. Ефрем Сирин рекомендует: не часто ешь, чтобы не омрачить тебе своего ума, и не помногу принимай пищи, чтобы плоть свою не обратить и грязь).

2. Вторая сторона, на которую указывают многие святые отцы: например, свят. Василий Великий, свят. Иоанн Златоуст, преп. Иоанн Лествичник, преп. Макарий Оптинский – победа над чревом возносит человека в грех тщеславия и гордыни. «Я смог укротить чрево –я крут»: эта подсознательная мыслишка и чувство не безвредны. Отгонять их. А если не отгонять, а поступать по ней, то таким образом удаляясь от одной страсти – чревоугодия, человек привлекает две других, еще более страшных.

Преп. Лев Оптинский говорит, что стоит делать все во Славу Божью: ешь ли или воздерживаешься. И так обережешься от самовозвышения и лести других.

Святитель Иоанн Златоуст советует и в питании, и в посте возносить молитву Богу и совершать и то, и другое во славу Его.

Святой Ефрем Сирин мудро и верно уточняет:

«Лучше есть о Господе и благодарить Господа, нежели не есть и осуждать едящих и благодарящих Господа».
Св. преп. Ефрем Сирин
Св. преп. Ефрем Сирин

Что советовали делать святые отцы, чтобы правильно управлять чревом:

1. Уповать на Бога и просить Его Мудрой помощи понимать свою меру в пище и питье. Для духовного укрепления человека в питании разумен минимализм, а в посте - оптимальность.

2. Переносить телесный голод на духовную ненасытность.

Так советуют святитель Иоанн Златоуст, преп. Силуан Афонский, свят. Игнатий Брянчанинов, преп. Макарий Оптинский. Больше читать святых книг, больше молиться в постные дни. Не давая пищу чреву, давать пищу духу.

Очень верно заметил свят. Игнатий Брянчанинов:

«Насущный хлеб христиан — Христос. Ненасытное насыщение этим хлебом — вот пресыщение и наслаждение спасительное, к которому приглашаются все христиане»
Свят. Игнатий Брянчанинов (фото из открытых источников)
Свят. Игнатий Брянчанинов (фото из открытых источников)

3. Разумно удаляться от пищи. Не сразу отсекать всю. Не резко (резкость – один из признаков страстности).

Вчера насыщался, а сегодня совсем лишил чрева еды? Не разумно это. Иное нужно.

Сначала, как советует преп. Иоанн Лествичник, удалить утучняющую (мучную, жирную и мясную пищу – прим. автора), потом разжигающую (острые специи, кислую и острую пищи ), затем услаждающую (сладости, десерты). Мы не наказываем чрево или себя , мы учимся сами быть Богомудрыми в управлении телом, и преуспевать в этом. Суть в преуспевании в Богомудрии, в управлении страстями чрева, а не в неразумной борьбе с природой.

4. Помнить о вреде страстей, их последствиях. Напоминать себе о духовном смысле постничества против чревообъядения. Сейчас я отказываюсь от малого (переедания и изысков пищи) во имя (и вот здесь все смысловое, большее: чтобы наполниться Богом, укрепить и усилить ум, управлять собой и страстями, а не быть их рабом, управлять обстоятельствами, удалиться от влияния темных грубых сил, удалиться от помыслов и зла, стать более легким, обрести больше душевной, телесной и духовной здравости). Список аргументов можно продолжить. Но помнить главное: все от Бога и в Боге, а не для самолюбования, самовозношения и безмерного самопопечения. Только такое постничество и есть Богоугодное, разумное и гармоничное, и есть добро без зла.

Какое зло порождает ненасытное чревоугодие:

  • Блудные помыслы и блуд
(интересный образ приводит преп. Иоанн Лествичник: «По пресыщении нашем нечистый дух (чревоугодия) отходит и посылает на нас духа блудного; он возвещает ему, в каком состоянии мы остались, и говорит: «иди, возмути такого-то: чрево его пресыщено, и потому ты немного будешь трудиться» (Лествица сл.14)).
  • Лень и дебелость
  • Усиливает наглость (о том замечает свят. Григорий Богослов)
  • Ослабление ума и потерю его концентрации («Испарение слишком обильно принимаемой пищи, <действуя> на область мозга, помрачает способность мышления, приводя сердце в смятение». Свят. Иоанн Златоуст)
  • Ослабление тела («Природа знает меру, и то, что превосходит ее, уже не пища, а скорее нечистота и помет. Питай тело, но не умерщвляй его. Потому она и называется пищей, чтобы мы питали тело, а не погубляли его» Свят. Иоанн Златоуст).
  • Отдаление от молитвы, Богоугодной жизни, духовной жизни.
  • Внутреннее сомнение, метание, уныние и страхи, идущие от помыслов, рождаемых телесным пресыщением.

Великими постниками среди христианских подвижников были:

Преп. Герасим Иорданский (5 век от РХ). Он легко постился 40 дневными постами

Преп. Герасим Иорданский (фото из открытых источников).
Преп. Герасим Иорданский (фото из открытых источников).

Преп. Евфимий Великий (5 век от РХ). Мало вкушал и разумно, большие посты держал.

Преп. Антоний Великий (4 век от РХ). Вкушал просфору один раз в 4 дня, питался очень благоразумно.

Преп. Иоанн Лествичник (6 век от РХ). Вкушал любую пищу, дозволенную монашеским уставом, но весьма умеренно и благоразумно.

Если хотите что-то добавить по теме статьи, рассказать о великих постниках, про которых знаете – добавьте.

Люди будут Вам благодарны.

Понравилось – ставьте лайк. Подписывайтесь на канал.

Читайте, пишите, делитесь с друзьями.