В число ведущих политиков мира, к которым традиционно относятся лидеры России, США и Китая, в этом году ворвался лидер Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Кто-то скажет, что он пока не более, чем региональный геополитик, но это как посмотреть.
Амбиций Эрдогана простираются от Ливии до Средней Азии. В этом году он добавил в зону военно-политического влияния Турции и Закавказье. Идея объединения тюркских народов под названием «Великий Туран» во многом опирается, именно, на амбиции Эрдогана.
Те кто ожидал, что 2020 год сметет фигуру президента Турции Реджепа Эрдогана с мировой политической шахматной доски, глубоко заблуждались. Эрдогана оказался успешнее, устойчивее и упорнее в достижении своих целей в отличие от многих коллег.
«Мне кажется Эрдоган, во-первых, достаточно харизматичный человек, во-вторых, он знает, что ему нужно, в-третьих, он понимает, что для достижения цели, надо быть достаточно решительным, и он использует все инструменты, которые у него есть в наличии». (Сергей Михеев, политолог, член партии «За правду»)
Весь год Эрдоган успешно применял эти военные и политические инструменты, чтобы расширить влияние Турции. Он поставил себе цель выступить в глазах мусульманского сообщества надёжным защитником Ислама. И ринулся в бой, когда Макрон заявил, что исламисты не смогут спать спокойно во Франции.
«Всё, что можно посоветовать главе государства, который так обращается с миллионами членов различных религиозных общин, это сначала проверить свое психическое здоровье». (Реджеп Эрдоган, президент Турции)
Досталось всем, кто посмел поддержать Макрона и демократические ценности старой Европы.
«Вы фашисты в истинном смысле этого слова. Вы действительно являетесь звеном в нацистской цепи». (Реджеп Эрдоган, президент Турции)
Ярлыками нацистов и фашистов Эрдоган охотно награждает европейских лидеров. После того, как Европа за много лет так и не приняла Турцию в ЕС, турецкий лидер окончательно перестал уважать своих европейских коллег.
«Достаточно дерзкий по жизни человек. Я не думаю, что он вообще когда-нибудь всерьез уважал или боялся западных лидеров. Он мог с ними какой-то политес выдерживать, но не думаю, чтобы он к ним когда-нибудь хорошо относился. Поэтому Эрдоган показывает им, что считает себя более масштабным политическим деятелем или уж как минимум он не признает патронажа европейских лидеров и даже американцев над собой». (Сергей Михеев, политолог, член партии «За правду»)
Ковидный 2020 год, хоть и несколько снизил общую политическую активность мировых держав, не стал препятствием для бурной деятельности Эрдогана. Несмотря на сильнейшее давление США, он не отказался от закупки в России комплексов С-400.
«У нас расходятся часто взгляды на отдельные вопросы с президентом Эрдоганом. Может иногда даже противоположные взгляды. Но это человек, который держит слово, мужчина. Он хвостом не виляет, если он считает, что это выгодно для его страны, то идет до конца». (В. Путин)
25 декабря Эрдоган в свою очередь подтвердил, что его отношение к российскому лидеру по-прежнему на очень высоком уровне:
«С тех пор, как я встретил господина Путина, он остался точно таким же. Его слова имеют вес и те обещания, которые он дает выполняются. И это тот показатель, который дает нашим странам более тесные связи. Такое редко встречается».
В течение года Эрдоган продолжал наращивать военное сотрудничество с Катаром, конкурировал в исламском мире с Саудовской Аравией и Ираном, расширял военное присутствие в Ливии и Сирии, увеличил поддержку палестинского движения Хамас, чем вызвал резкое недовольство Израиля. В Тель-Авиве считают, что Анкара может стать даже большим злом, чем Тегеран.
«По оценке разведуправления Генерального штаба самой большой угрозой в будущем является Турция, а не Иран. Нынешний руководитель Турции соединяет в себе несколько тревожных или даже опасных качеств, с нашей точки зрения. Он представитель турецкого «великодержавного шовинизма». (Я. Кедми, политолог, в прошлом руководитель службы «Натив»)
Эрдоган продолжал подливать масло в огонь, с грустью вспомнил об ушедших временах, когда Иерусалим был под властью Османской империи. Израиль воспринят подобную ностальгию более чем серьезно.
Но главным своим достижением года Эрдоган считает помощь Азербайджану по возврату Нагорного Карабаха. Азербайджан одержал победу при помощи турецких инструкторов, спецназа, беспилотников и разведанных.
Для НАТО здесь прямая выгода. Не потратив ни цента, альянс фактически продвинулся в глубь Южного Кавказа. Эрдоган не вечен, рано или поздно все закончится, он, в конце концов, всего лишь человек. Если сегодня турки руководствуясь харизмой Эрдогана распространят свое влияние в Закавказье и постсоветской Средней Азии, то завтра это всё равно будет территорией, которая будет освоена блоком НАТО. Потому что Турция остается членом НАТО.
У европейских лидеров сегодня по-прежнему есть рычаги для обуздания, рвущегося в крупные и жёсткие лидеры Эрдогана, идущего к своей мечте о возрождении Османской империи. Рычаги есть, но вот политической воли двинуть их, похоже, нет ни у кого, а значит, следующий год Эрдоган будет планировать, исходя сугубо из собственных амбиций.
Читайте также:
Имперские планы Эрдогана – шаги по их реализации
Эрдоган возрождает Османскую империю. Сирия, Ливия, Карабах, теперь Иерусалим. Кто следующий?
Если статья для Вас оказалась интересной, полезной или просто помогла скоротать время ставьте лайки, оставляйте комментарии, делитесь в соцсетях, подписывайтесь на канал.