Найти тему
Не Лев Толстой

Загадка "Чёрного принца".

"Чёрный принц"- английский парусно- винтовой транспорт (оригинальное название HMS Prince (Корабль Её Величества "Принц"), в 1860-х годах в прессе для большей романтичности появилось название "Черный принц"). В ноябре 1854 года "Чёрный принц" затонул у Балаклавы в сильный шторм.

Скриншот
Скриншот

История "Чёрного принца"

Англичане нация практичная и предусмотрительная, несмотря на то, что высадка десанта в Крыму произошла только 14 сентября 1854 года, уже в июле 1854 года британское Адмиралтейство приобрело парусно- -винтовой транспорт, заплатив за него 105 тысяч фунтов стерлингов.

"Принц" принял на борт 150 человек и груз тёплой одежды для британских войск на Крымском полуострове.

До Крыма транспорт добрался только к ноябрю 1854 года. Британские солдаты ждали его с нетерпением, и не только потому, что мерзли без фланелевых кальсон и шерстяных носков. "Чёрный принц" вёз денежное довольствие для всего английского экспедиционного корпуса.

В трюмах транспорта находилось: 36 700 пар шерстяных носков, 53 000 шерстяных рубах, 2500 постовых тулупов, 150 000 спальных мешков, 100 000 нательных шерстяных рубашек, 90 000 фланелевых кальсон, 40 000 меховых пальто и 120 000 пар сапог.

Транспорт благополучно доплыл до Балаклавы, но при попытке встать на рейд были утеряны два кормовых якоря. С трудом зацепились за дно последним якорем. Как выяснилось, ненадолго…..

14 ноября 1854 года страшный ураган, пронесшийся над Крымом выбросил на скалы и потопил три десятка кораблей, в том числе "Принца".

Ураган сорвал транспорт с якорей и швырнул его на скалы: судно вскоре развалилось на части.

Из 150 человек, находившихся на борту, спаслись только шестеро. Среди погибших был и командир корабля Бэйнтон.

После гибели транспорта резко увеличились потери от обморожений в английской армии, так и не получившей теплых вещей.

Но прессу обмороженные солдаты и погибшие моряки не интересовали.

Журналисты писали только о "значительном количестве серебряной монеты" и 200 тысячах фунтов стерлингов золотом. С годами стоимость золотого груза только росла: 200 тысяч фунтов стерлингов, 500 тысяч франков, 1 миллион фунтов стерлингов, 60 миллионов франков, миллионы рублей золотом…………….

При этом журналисты обязательно упоминали, что золото и серебро было надежно упакованы в бочки, и все это лежит на дне в полной сохранности.

Поиски

Поиски начались сразу после окончания войны. Золото искали немцы, американцы, французы, норвежцы, итальянцы.

В 1875-м во Франции для поисков "Чёрного Принца" создали акционерное общество, закупившее современнейшие на тот момент скафандры. Но и они позволяли водолазам находиться на дне всего несколько минут. Дно бухты было обследовано, нашлись останки примерно десяти затонувших судов. Все они были деревянными, а "Принц" имел металлический корпус.

О водолазной экспедиции итальянца Рестуччи в 1905 году написал даже А.И. Куприн в своём цикле рассказов "Листригоны".

Россия подключилась к поискам только в 1896 году, но также безуспешно, в конце концов Россия запретила какие- либо поиски, они мешали маневрам Черноморского флота.

Флотский инженер и кладоискатель - -любитель Владимир Сергеевич Языков с 1908 года патался организовать подъем "Принца", но заняться поисками обломков корабля ему пришлось только после революции.

В 1922 году ныряльщик-любитель случайно обнаружил на небольшой глубине несколько золотых монет. Сокровищем заинтересовалось ГПУ.

В начале 1923 года морской инженер Владимир Языков заинтересовал поисками золота "Принца" главу Особого отдела ГПУ Генриха Ягоду.

13 марта 1923 года Ягода приказал создать ЭПРОН (экспедиция подводных работ особого назначения) при ГПУ, начальником он назначил В. С. Языкова.

В сентябре 1923-го специально созданный подводный аппарат стал обыскивать окрестности Балаклавской бухты. Год поисков ничего не дал. 17 октября 1924 года обнаружили на глубине 17м остатки парового котла. По концепции Языкова "Принц" был единственным кораблем на паровой тяге, затонувшим у берегов Крыма. Все силы ЭПРОНа бросили на место обнаружения котла, но ничего не нашли.

На поиски золота потратили уже больше 100 тысяч рублей. Сделали запрос в Британское Адмиралтейство пытаясь уточнить координаты гибели транспорта, но англичане отказали в информации.

Японская корпорация "Синкай Когиоссио лимитед", одна из наиболее продвинутых фирм в области подводных работ, предложила советскому правительству выгодные условия:

все расходы японцы брали на себя, в ходе поисков обучали эпроновцев водолазным секретам, 60% найденных сокровищ обещали отдать СССР, а потом еще и подарить ЭПРОНу часть использовавшегося оборудования. С июня по ноябрь 1927 года японские водолазы перебирали останки найденного парохода. Улов оказался невелик: нашли всего пять золотых монет, скорее всего выпавших из карманов утонувших офицеров. Потерпевшие фиаско японцы заявили, что найденный ими пароход был "Принцем", но англичане, восемь месяцев после катастрофы остававшиеся в Балаклаве, наверняка сами подняли золото еще в 1855 году.

В английских архивах выяснили, что версия Языкова была ошибочна, "Принц" был не единственным металлическим транспортом, погибшим у берегов Крыма, металлических кораблей было около десяти.

В 1928 году поиски золота "Черного Принца" свернули. ЭПРОН занялся поисками других подводных сокровищ и кстати преуспел в этом. Языкова в 1937 году расстреляли как врага народа.

В Советском Союзе утвердилась "идеологически правильная версия" : никакого золота на борту "Черного Принца" при его гибели не было, золото и серебро сняли с транспорта еще в Константинополе, там военные чиновники разделили все 200 тысяч фунтов между собой.

Подтверждением этой версии был факт, что в поисках золота "Принца" у Балаклавы ныряли кто угодно, только не англичане. "Правильная" версия печаталась в научно-популярных журналаз и даже была озвучена в детской радиопередаче "Клуб знаменитых капитанов".

Только в 2010 году группа археологов из Национальной академии наук Украины под руководством Сергея Воронова наконец-то обнаружила "Принца».

Среди поднятых ими с найденного у балаклавских скал металлического корабля вещей оказались предметы из капитанского столового сервиза. На них стояло слово "Prince". Про золото ничего не сообщалось но Воронов активно искал спонсоров для дальнейших поисков. Спустя четыре года в Крыму сменилась власть.

Было ли золото на корабле или не было, пока так и не выяснено, Чёрное море по прежнему хранит эту загадку в своих пучинах.

Не Лев Толстой