Найти тему
ActivityEdu

Какие навыки нужны для успеха в жизни и можно ли приобрести их в школе

Оглавление

По прогнозам российского Агентства стратегических инициатив, к 2030 году в мире 67 профессий исчезнут, появятся 86 новых. Какие навыки понадобятся современным школьникам в будущем, чтобы стать успешными? Можно ли приобрести их в школе? Своими мнениями на конференции EdCrunch on Demand поделились руководители инновационных проектов, авторы новых подходов в образовании.

«Летово»

Выучить формулы, сделать конспекты, решить задачу, прочитать параграф – привычные задания для школьников. Но этого недостаточно, чтобы быть успешным. Нужно не только выполнять домашнюю работу и впитывать информацию на уроке, но и уметь самостоятельно учиться. Что это подразумевает, рассказывает Мадлена Шагинян, заместитель директора по развитию и инновациям школы «Летово»:

Это и стремление быть активным, и способность анализировать, модифицировать свое учение помимо того, что уже задано и сконструировано в рамках образовательной программы. По данным исследования Организации экономического сотрудничества и развития, к 2030 году умение самостоятельно учиться будет основополагающим.

Чтобы развивать этот навык, для каждого ученика в школе выстраивают «дорожную карту». Ребенок ее постоянно анализирует и добавляет туда то, что ему требуется. А в расписании есть урок, который называется «Час гения». В это время ученик самостоятельно занимается тем, что ему нужно: работой над проектом или обучением онлайн.

Формулировать для всех образовательные цели, наверное, дело бесполезное. У каждого ребенка свое понимание, чего он хочет достичь, что для него является успехом в жизни и в чем он видит свою самореализацию. Для кого-то это сдача экзаменов, для кого-то победа в олимпиаде, а для кого-то запуск своего проекта,– говорит Мадлена Шагинян.

Второй важный навык, который стараются развивать в школе «Летово», – системное мышление. Если человек умеет устанавливать причинно-следственные связи, понимает, как взаимодействуют элементы всей системы, он сможет успешно решать различные проблемы. Этот навык не обязательно отрабатывать в рамках STEM или IT-проектов. По словам спикера, на любом уроке можно рассматривать какое-либо явление или понятия через различные системы:

Например, на занятии мы обсуждали, что такое основные ценности. Сначала ребята формулировали свои ценности, потом мы разбирались, что важно для различных компаний и почему. Те, кто увлекается историей, анализировали, как менялись ценности в обществе. Потом решили выяснить, существуют ли глобальные ценности. Ребята знакомились со словами года, в их числе были «локдаун» и «пандемия». Из чего следует, что в нашем обществе ценностью становятся здоровье, безопасность и уважение.

«Нормальная школа»

Проект «Нормальная школа» – это онлайн-платформа дополнительного образования для учеников средней школы. Программа включает в себя отдельные модули: социально-гуманитарные, научные, арт, забота о себе (режим дня, правильное питание и т. д.). Любой ребенок без предварительной подготовки может выбрать наиболее интересный для него.

Основной акцент «Нормальная школа» делает на развитии речи и работу с текстом. Сегодня школьники по 6 часов проводят у монитора и все это время только смотрят и слушают. Но такой формат обучения не позволяет развивать у них критическое и системное мышление, а также умение самостоятельно учиться. В «Нормальной школе» учителя не читают лекции, а учат задавать вопросы и формулировать свои мысли.

Мы просим учителя молчать и ждать, когда ученик сам сформулирует свой вопрос или мнение. На это, конечно, в школах никогда не бывает времени. Но дети должны сами, ошибаясь, преодолевать сопротивление материала,– рассказывает Наталья Чеботарь, основатель проекта «Нормальная школа».

Развивать в человеке компетенции XXI века (коммуникацию, креативность, критическое мышление, навык командной работы) можно лишь тогда, когда он умеет работать с информацией: добывать ее, анализировать, интерпретировать. Об этом говорится в последнем докладе Всемирного банка. Часто дети не знают, как подступиться к тексту. Это одна из самых важных проблем в образовании, считает Наталья Чеботарь:

Например, мы даем такие задания: прочти текст и сравни его с тем, что нарисовано на картинке; переведи картинку в текст, а потом создай таблицу или график; сделай из длинного текста короткий или наоборот. Подобные задания часто тяжело даются современным детям.Даже в коротком цикле (несколько занятий) мы предлагаем ребенку интересное задание из незнакомой ему области (генетика, искусство, экономика), в котором он должен что-то произвести сам с нуля. Например, написать текст в незнакомом ему формате. То есть мы даем возможность придумать необычный текст, который нельзя нигде подсмотреть. Так мы помогаем ребенку сделать маленький шаг к самостоятельности, когда нужно преодолеть страх неизвестности и сделать что-то сложное и непривычное: написать стихи, кураторский манифест для выставки, структуру научной работы.

Однако, по словам спикера, развитие всех этих навыков возможно, только если сам педагог обладает навыками критического мышления и работы с информацией.

Программа образования P-TECH компании IBM

Совершенствуются технологии, появляются новые профессии, поэтому привычные форматы образования нужно менять, считают в IBM. Компания создала свою программу образования – P-TECH. Дети учатся больше обычного, но по окончании школы им выдают университетский диплом. Такой подход позволяет старшеклассникам в короткие сроки получить технические, академические и профессиональные навыки, то есть все, что необходимо для будущей работы.

Мы даем возможность нашим ученикам делать какую-то работу в реальной жизни. После выпуска они начинают работать с нашими партнерскими организациями,– рассказывает Грейс Са, вице-президент по образованию IBM в США.

Сейчас насчитывается 240 таких школ в 28 странах. Ключевыми навыками для успеха, по мнению эксперта, являются гибкость, критическое мышление и умение использовать искусственный интеллект:

Мы должны постоянно адаптироваться к новым технологиям, уметь анализировать потоки информации, быстро приобретать знания, навыки и учиться использовать их на практике.

Summit Public Schools, США

Для подготовки школьников к будущему нужно развивать у них коммуникабельность. Именно сотрудничество – ключ к успеху, считает Дайан Тавеннер, сооснователь и генеральный директор сети государственных школ Summit Public Schools:

Несмотря на технологии, люди все равно остаются людьми. Поэтому умение работать в команде, эффективно общаться, налаживать тесные связи помогут решать проблемы будущего.

«Школа будущего»

Алексей Голубицкий, директор МБОУ СОШ «Школа будущего» в пос. Большое Исаково Калининградской области, убежден, что важно создавать школу не для детей, а вместе с детьми. Когда ученики понимают, что могут что-то изменить, они по-другому относятся и к школе, и к учебе:

Один из наших принципов: проект как школа и школа как проект. Мы одна из немногих школ в мире, построенных с участием детей. Более 10 лет мы реализуем принципы соучастного проектирования.

Как это выглядит на практике? Если дети видят какую-то проблему в школе, они находят пути ее решения. Так в образовательной организации появились парковка для велосипедов, скейт-парк, воркаут-зона, подоконники превратились в деревянные скамейки, привычные звонки сменились музыкальными, а обычные лампочки – энергосберегающими. Таким образом ученики на практике приобретают проектную компетентность.

Конечно, в школу дети приходят за знаниями, но не менее важно для них получить и предпринимательские навыки, считает Алексей Голубицкий:

Школа, на мой взгляд, перегружена академическими форматами. В жизнь ученика должна прийти реальная экономика. Благодаря новым технологиям то, что делают дети, уже не выглядит милыми поделками. Это продукция, которая не уступает по качеству промышленным образцам. Например, мы уже два года не покупаем кубки и медали. Их делают сами ребята в нашем технопарке. Также они выполняют заказы музеев, национальных парков Калининградской области и получают первую в жизни заработную плату. Надо больше доверять детям реальных, а не формализованных, учебных дел. Это приводит к совершенно другим результатам.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.