Семья Данте Габриэля Россетти была, мягко говоря, специфической. Его отец был фанатом творчества Данте Алигьери (автора «Божественной комедии) до такой степени, что сына назвал в его честь. Неудивительно, что тень Данте всегда присутствовал в жизни Россетти. С детства мальчику была хорошо знакома и романтическая история любви великого поэта эпохи Возрождения. Тот впервые повстречал свою любовь Беатриче в возрасте девяти лет на празднике во Флоренции и сразу же полюбил ее. Тем не менее, когда пришло время, она вышла замуж за другого и умерла совсем юной – в возрасте 23 лет. Прекрасная Беатриче стала для Данте воплощением женского идеала, а для юного Данте Россетти – поводом для вдохновения и поисков своей Беатриче. И судьба улыбнулась ему.
В 1849 году Россетти встретил свою Беатриче в студии приятеля художника Уолтера Деверелла. Рыжеволосая Лиз Сиддал была натурщицей для картины «Двенадцатая ночь». Впечатлительный Россетти был мгновенно покорен ее красотой и копной золотых волос, и его чувства были встречены благосклонно. Свою Беатриче Данте писал сотни раз, не уставая черпать в ее образе вдохновение для своих работ. Но Лиз Сиддал вдохновляла не только своего возлюбленного.
В 1852 году его друг Джон Эверетт Милле приглашает ее в качестве натурщицы для картины «Офелия», над которой он тогда работал. Замысел работы возник за год до этого, в 1851 году. Художник решил изобразить последние часы жизни шекспировской Офелии из «Гамлета». В конце осени работа над фоном картины была закончена, и необходимо было приступать к образу главной героини. Милле уговаривает Лиз позировать, лежа в ванной, надев тяжелое дорогое платье. Он считал, что только так удастся передать трагизм ситуации. Наступила зима, в мастерской был очень холодно, поэтому вода в ванне подогревалась свечами и масляными лампами, которые стояли под днищем. Элизабет лежала в воде часами, пока в один из дней Милле не увлекся работой настолько, что не заметил потухших ламп. Сиддал была из простой семьи и боготворила художников, поэтому постеснялась прервать сеанс жалобам. Она продолжала лежать в ледяной воде с раскинутыми руками. Такого испытания ее хрупкое здоровье не выдержало, и девушка заболела воспалением легких, позже развившемся в туберкулез. От переохлаждения Лиз так и не оправилась. Сначала она родила Россетти мертвого ребенка, потом у нее начались сильнейшие головные боли, от которых она страдала несколько лет. В 1862 году Элизабет Сиддал покончила с собой, приняв препарат, содержащий опий.
Россетти был убит этой трагедией. Он уединился в своем замке в окрестностях Челси, где провел затворником несколько лет. Результатом затворничества стал посмертный памятник возлюбленной – Beata Beatrix. Картина наполнена щемящим чувством тоски и почти божественной любовью. От прекрасной Беатриче исходит свет, она одухотворена и уже почти не принадлежит земному. Россетти удалось передать тонкое состояние между чувственным и духовным, переход от жизни земной к жизни вечной. В духе прерафаэлитов полотно наполнено символами: солнечные часы означают скоротечность времени, птица – предвестник смерти – кладет в руки Лиз цветок мака – причину ее кончины. Ангел в красных одеждах держит в руках израненное сердце безутешного Данте, а справа вдалеке стоит и сам Данте в скорбных одеждах. Задний фон работы размыт, силуэты нечетки, что подчеркивает мистицизм момента. Картина стала настолько популярной, что сам Россетти пишет ее копии несколько раз, последнюю из которых в 1877 году заканчивает его последователь Форд Мэдокс Браун.
В 2011 году выходит фильм Ларса фон Триера "Меланхолия", в котором режиссер делает отсылку к "Офелии" Джона Милле. В фильме, как и на картине, похожее настроение: запечатлен прекрасный миг перед неизбежной катастрофой.
Следующим вдохновением Элизабет Сиддал становится в 2018 году, когда выходит рекламная кампания модного дома Gucci «Весна-Лето 2018». Она состоит из живописных работ, вдохновленным классическими произведениями искусства. На одной из них изображена модель в образе Офелии в одежде с принтом из новой коллекции Алессандро Микеле.
Еще о музах и вдохновении можно прочитать здесь: Как вдохновиться богиней и написать куртизанку. «Олимпия» Эдуарда Мане
и здесь: Как «Завтрак на траве» Мане вдохновил Моне, Сезанна и Пикассо