У моряков, как говорится, все не так как у сухопутных людей. Например, если машины по суше “ездят”, то корабли по морю “ходят”. У машин — бензобаки, у судов — бункера. Соответственно процесс заправки называется бункеровка. Причем сам термин берет начало еще с той поры, когда пароходы в качестве топлива использовали уголь, который загружали в специальные отделения — бункера. С переходом на двигатели внутреннего сгорания, суда стали заправляться жидким топливом на основе нефти, но слово так и осталось.
Бункеровка может происходить как с причала, так с борта другого судна-бензозаправщика или, правильнее сказать, бункеровщика.
До недавнего времени, львиную долю топлива составляли мазуты, как более дешевые, но менее экологичные. Однако с ужесточением экологических норм, судовладельцы вынуждены переходить на легкие (дизельные) топлива, а также сжиженный природный газ (СПГ). Последний считается наиболее перспективным, так как снижает вредные выбросы до минимума.
Однако, не все так просто. Быстро внедрить бункеровку СПГ пока не получается из-за неразвитости самой “газовой” инфраструктуры в портах, ограниченного количества кораблей, работающих на сжиженном газе, а также высокой стоимости переоборудования как портов, так и самих судов.
Тем не менее процесс идет. Растет количество работающих на СПГ судов. Да и топливо становится все более экологичным.
Так на днях, финская газовая компания Gasum произвела очередную бункеровку норвежского автомобилевоза “Auto Energy” методом ship-to-ship. Казалось бы, обычное дело и давно отработанная технология: к стоящему на якорной стоянке кораблю подплывает судно-заправщик и осуществляет бункеровку.
Особенностью заправки стало то, что впервые в бункера работающего на сжиженном природном газе судна было залито смешанное топливо (90% -СПГ, 10 — возобновляемый сжиженный биогаз). А финское судно-заправщик стало первым судном, поставляющим именно смесь этих двух газов. При этом, как заявляют финны, процент сжиженного газа в смеси может быть любым.
Для чего же нужно такое смешение?
Смесь, по сравнению с чистым СПГ, дает меньше вредных выбросов. Выбросы оксидов азота снижаются до 80%, а диоксида серы и твердых частиц не происходит вовсе.