Все когда-нибудь случается в первый раз. И все когда-нибудь проходит. Как бы ни было страшно, больно, грустно, все равно наступит завтра, и в этот самый момент за стеной или на другом конце земли люди счастливы.
Этими и похожими словами я успокаивала себя, стоя перед воротами школы 1 сентября 2007 года. Это был мой первый рабочий день с учениками… Чего я так боялась тогда? И стоило ли вообще бояться? В конце концов дети ж не тигры, и мы заходим в класс, а не в клетку, с книгой, а не с хлыстом. Теперь я это знаю, а тогда все было совсем иначе.
О том, что стану учителем, я знала примерно класса с седьмого. В те далекие времена ученики должны были летом проходить трудовую практику. Наша школа давала детям выбор: кто-то белил забор, как Том Сойер, кто-то полол морковку. А особо одаренные и даже избранные работали помощниками вожатых в детском лагере полного дня. Я относилась к последней категории. И этот опыт определил мою судьбу. Работа не была легкой: нам приходилось наравне со взрослыми развлекать первоклассников, придумывать им конкурсы, организовывать игры, показывать представления. Водить в столовую, класть на отдых в тихий час. Разбирать ссоры и мирить, выслушивать жалобы и секреты. В общем день был занят под завязку, но мне так понравилось, что я захотела сделать это своей профессией. Спустя 9 лет, серебряную медаль и красный диплом я – учитель, стою перед воротами школы и успокаиваю себя жалостливыми словами…
Педагогический вуз сделал для меня очень многое и в плане теоретической подготовки, и в плане практики. Уже на втором курсе мы начали посещать уроки заслуженных педагогов своего города, на третьем писали конспекты, а на четвертом и пятом прошли полноценную практику в течение 4 и 6 недель соответственно, на каждой из которых провели по 20 уроков русского языка и литературы. Мы умели придумывать план урока, включать в него разные элементы, чтобы было познавательно и интересно, мы общались с детьми, и каждый студент понял, «его ли это». Поэтому на свое первое место работы я шла вооруженная знаниями и подготовленная опытом (наивная девчонка!) Первые месяцы показали глубочайшую степень моих заблуждений. Но я все еще учитель (по мнению детей, отличный), поэтому могу рассуждать о профессии не голословно и имею моральное право кое-что посоветовать будущим учителям или даже абитуриентам. Итак, как выжить в школе?
1. Когда выбираете вуз после окончания школы, пройдите мимо педагогического, если главный ваш критерий – достаточное количество баллов. В педе, как и везде, надо учиться. Временами сложно, очень часто скучно (потому что общеуниверситетские дисциплины никто не отменял. Зачем нам, филологам, была нужна математика на 2 курсе, экономика на 3 или политология на 4, известно одному богу…и ректору), но возможно, если вдалеке перед вами маячит осуществление мечты. Если вы, как и я, готовы вытерпеть скучные предметы, помня, что после них будут любимые литература, русский язык, методика, то не все для вас потеряно. В то же время отсидеть, как в тюрьме, 5 лет в педе, потому что больше некуда идти, а потом, чудом написав выпускную квалификационную работу и сдав экзамены, судорожно искать ответ на вопрос: «А зачем мне все это нужно?» - по меньшей мере глупо, а вообще-то жестоко.
2. В то же время помните, что фраза «Учителями рождаются» - это просто идеализм. Дети рождаются детьми и уже намного позже определяются с профессией. Можно в детском саду мечтать о космических полетах, в первом классе – о прилавке магазина, в шестом – о штурвале пилота и только к одиннадцатому задуматься о педагогике. И ничего в этом страшного нет! Когда бы вы ни решили стать учителем, приложив много усилий и имея подходящий характер, вы исполните свою мечту! Скажу больше, у меня перед глазами есть реальные примеры коллег, которые пополнили ряды педагогов в глубоко сознательном возрасте. Например, бывший сотрудник компании Sony, добравшийся по карьерной лестнице до должности начальника подразделения, в одночасье понял, что текущая работа ему больше не интересна, что он достиг в ней потолка, и поступил заочно в педагогический вуз. Другая девушка 13 лет отработала социальным педагогом, а потом переквалифицировалась в учителя литературы. И обе они отличные специалисты, горящие своим новым делом.
3. Если вы надеетесь стать настоящим учителем, не тратя ни души, ни времени, я вас разочарую. Учитель – это величина круглосуточная. Вы всегда, даже дома, станете думать о работе, о проведенных уроках, о своих успехах и неудачах. Вы будете отвечать в контакте на вопросы учеников, а в вотсапе – родителей. По вечерам ваша реальность не сериалы и ванна с ароматическими маслами, а горы тетрадей и конспекты на следующий день. При встрече с подругами-коллегами, даже в неформальной обстановке, вы попытаетесь, как нормальные люди, поговорить о моде, о покупках и новых фильмах, но через 5 минут разговор все равно сведется к обсуждению общих учеников. И самым сложным для вас станет не все вышеперечисленное, а попытка соблюсти баланс между работой и семьей, где семья будет безнадежно проигрывать, а вы станете бороться с чувством вины. Страшно? Конечно! Но возможно. Хотя, чем лучше учитель, тем это сложнее.
4. Верьте тем, кто говорит, что дисциплина так же важна, как знания. Ощущение и удержание грани между добротой, пониманием и панибратством. Это, пожалуй, самое трудное для молодого педагога. Не будьте Снежными Королевами, холодными, отстраненными и бездушными. Но и не позволяйте сесть вам на шею. Раз потеряв авторитет, очень трудно заработать его снова.
5. И в то же время помните: дети – это целый мир, бесконечная вселенная, неповторимая и непонятная. Они – это любознательность, доброта, веселье, нежность, чуткость. Они – это озорство, злость, жестокость, агрессия. Они – это загадка, Сфинкс, который поддастся только тем, кто приложит усилия, чтобы разгадать. Но это того определенно стоит!
И напоследок ЧЕК-ЛИСТ от меня
- если вы пришли устраиваться на работу, и вам дали, по слухам, самые сложные классы – это нормально: дедовщина есть даже в школе.
- накануне первого 1 сентября постарайтесь выспаться и выглядеть на линейке свежим, бодрым и веселым. Больше улыбайтесь! Детям примерно так же страшно, как и вам, а если вы берете пятиклассников, то им даже страшнее. Станьте для них сразу опорой и островком безопасности.
- вы, конечно, будете беседовать о классе с предыдущим учителем. Это привычная и необходимая практика. Запишите отличников, активистов, ваших потенциальных помощников. А вот ребят из сектора риска оставьте под вопросом. Помните, что учитель, даже самый опытный, - только человек. Возможно, на его восприятие наложились личные отношения, тогда у вас даже с самым проблемным ребенком все может быть благополучно.
- если в конце первой отработанной недели вы почувствуете себя неудачником и слабаком, а заявление на увольнение прожжет руки, знайте, что это нормально! Я советую вам первые выходные учебного года посвятить восстановлению. Отдохните, погуляйте, посмотрите фильм. Или примените более радикальные способы. Я, например, после своей первой в жизни рабочей недели в роли учителя поехала на свадьбу к подруге, где залпом выпила целый стакан водки. И ничего, ни грамма опьянения! Представляете уровень моего тогдашнего стресса?
- как бы трудно ни было, перетерпите, дайте себе время – три месяца, полгода, а лучше год. Если по прошествии времени вы поймете, что не на своем месте, то уходите смело. Но не сразу! Вначале вами будут руководить плохие советчики: эмоции, усталость и стресс. Через какое-то время процесс начнет приносить удовольствие и удовлетворение. Гарантирую!
В любом случае, будущие и настоящие педагоги, знайте, что во всех ваших взлетах и падениях вы не одиноки!
Испытывали похожие чувства? Нашли метод борьбы со стрессом? Просто хотите поделиться мнением? Пишите в комментариях, с радостью их прочитаю!
Подписывайтесь на канал, если так же, как я, любите детей, педагогику и книги (или одно из трех). Я буду рада единомышленникам!