Найти тему

Как выжить в школе: руководство не для детей

Выпуск моего первого класса в июне 2014
Выпуск моего первого класса в июне 2014
Все когда-нибудь случается в первый раз. И все когда-нибудь проходит. Как бы ни было страшно, больно, грустно, все равно наступит завтра, и в этот самый момент за стеной или на другом конце земли люди счастливы.

Этими и похожими словами я успокаивала себя, стоя перед воротами школы 1 сентября 2007 года. Это был мой первый рабочий день с учениками… Чего я так боялась тогда? И стоило ли вообще бояться? В конце концов дети ж не тигры, и мы заходим в класс, а не в клетку, с книгой, а не с хлыстом. Теперь я это знаю, а тогда все было совсем иначе.

О том, что стану учителем, я знала примерно класса с седьмого. В те далекие времена ученики должны были летом проходить трудовую практику. Наша школа давала детям выбор: кто-то белил забор, как Том Сойер, кто-то полол морковку. А особо одаренные и даже избранные работали помощниками вожатых в детском лагере полного дня. Я относилась к последней категории. И этот опыт определил мою судьбу. Работа не была легкой: нам приходилось наравне со взрослыми развлекать первоклассников, придумывать им конкурсы, организовывать игры, показывать представления. Водить в столовую, класть на отдых в тихий час. Разбирать ссоры и мирить, выслушивать жалобы и секреты. В общем день был занят под завязку, но мне так понравилось, что я захотела сделать это своей профессией. Спустя 9 лет, серебряную медаль и красный диплом я – учитель, стою перед воротами школы и успокаиваю себя жалостливыми словами…

Подготовка к концерту 2013 год
Подготовка к концерту 2013 год

Педагогический вуз сделал для меня очень многое и в плане теоретической подготовки, и в плане практики. Уже на втором курсе мы начали посещать уроки заслуженных педагогов своего города, на третьем писали конспекты, а на четвертом и пятом прошли полноценную практику в течение 4 и 6 недель соответственно, на каждой из которых провели по 20 уроков русского языка и литературы. Мы умели придумывать план урока, включать в него разные элементы, чтобы было познавательно и интересно, мы общались с детьми, и каждый студент понял, «его ли это». Поэтому на свое первое место работы я шла вооруженная знаниями и подготовленная опытом (наивная девчонка!) Первые месяцы показали глубочайшую степень моих заблуждений. Но я все еще учитель (по мнению детей, отличный), поэтому могу рассуждать о профессии не голословно и имею моральное право кое-что посоветовать будущим учителям или даже абитуриентам. Итак, как выжить в школе?

1. Когда выбираете вуз после окончания школы, пройдите мимо педагогического, если главный ваш критерий – достаточное количество баллов. В педе, как и везде, надо учиться. Временами сложно, очень часто скучно (потому что общеуниверситетские дисциплины никто не отменял. Зачем нам, филологам, была нужна математика на 2 курсе, экономика на 3 или политология на 4, известно одному богу…и ректору), но возможно, если вдалеке перед вами маячит осуществление мечты. Если вы, как и я, готовы вытерпеть скучные предметы, помня, что после них будут любимые литература, русский язык, методика, то не все для вас потеряно. В то же время отсидеть, как в тюрьме, 5 лет в педе, потому что больше некуда идти, а потом, чудом написав выпускную квалификационную работу и сдав экзамены, судорожно искать ответ на вопрос: «А зачем мне все это нужно?» - по меньшей мере глупо, а вообще-то жестоко.

2. В то же время помните, что фраза «Учителями рождаются» - это просто идеализм. Дети рождаются детьми и уже намного позже определяются с профессией. Можно в детском саду мечтать о космических полетах, в первом классе – о прилавке магазина, в шестом – о штурвале пилота и только к одиннадцатому задуматься о педагогике. И ничего в этом страшного нет! Когда бы вы ни решили стать учителем, приложив много усилий и имея подходящий характер, вы исполните свою мечту! Скажу больше, у меня перед глазами есть реальные примеры коллег, которые пополнили ряды педагогов в глубоко сознательном возрасте. Например, бывший сотрудник компании Sony, добравшийся по карьерной лестнице до должности начальника подразделения, в одночасье понял, что текущая работа ему больше не интересна, что он достиг в ней потолка, и поступил заочно в педагогический вуз. Другая девушка 13 лет отработала социальным педагогом, а потом переквалифицировалась в учителя литературы. И обе они отличные специалисты, горящие своим новым делом.

3. Если вы надеетесь стать настоящим учителем, не тратя ни души, ни времени, я вас разочарую. Учитель – это величина круглосуточная. Вы всегда, даже дома, станете думать о работе, о проведенных уроках, о своих успехах и неудачах. Вы будете отвечать в контакте на вопросы учеников, а в вотсапе – родителей. По вечерам ваша реальность не сериалы и ванна с ароматическими маслами, а горы тетрадей и конспекты на следующий день. При встрече с подругами-коллегами, даже в неформальной обстановке, вы попытаетесь, как нормальные люди, поговорить о моде, о покупках и новых фильмах, но через 5 минут разговор все равно сведется к обсуждению общих учеников. И самым сложным для вас станет не все вышеперечисленное, а попытка соблюсти баланс между работой и семьей, где семья будет безнадежно проигрывать, а вы станете бороться с чувством вины. Страшно? Конечно! Но возможно. Хотя, чем лучше учитель, тем это сложнее.

Рабочие будни 2012 год
Рабочие будни 2012 год

4. Верьте тем, кто говорит, что дисциплина так же важна, как знания. Ощущение и удержание грани между добротой, пониманием и панибратством. Это, пожалуй, самое трудное для молодого педагога. Не будьте Снежными Королевами, холодными, отстраненными и бездушными. Но и не позволяйте сесть вам на шею. Раз потеряв авторитет, очень трудно заработать его снова.

5. И в то же время помните: дети – это целый мир, бесконечная вселенная, неповторимая и непонятная. Они – это любознательность, доброта, веселье, нежность, чуткость. Они – это озорство, злость, жестокость, агрессия. Они – это загадка, Сфинкс, который поддастся только тем, кто приложит усилия, чтобы разгадать. Но это того определенно стоит!

И напоследок ЧЕК-ЛИСТ от меня

  • если вы пришли устраиваться на работу, и вам дали, по слухам, самые сложные классы – это нормально: дедовщина есть даже в школе.
  • накануне первого 1 сентября постарайтесь выспаться и выглядеть на линейке свежим, бодрым и веселым. Больше улыбайтесь! Детям примерно так же страшно, как и вам, а если вы берете пятиклассников, то им даже страшнее. Станьте для них сразу опорой и островком безопасности.
  • вы, конечно, будете беседовать о классе с предыдущим учителем. Это привычная и необходимая практика. Запишите отличников, активистов, ваших потенциальных помощников. А вот ребят из сектора риска оставьте под вопросом. Помните, что учитель, даже самый опытный, - только человек. Возможно, на его восприятие наложились личные отношения, тогда у вас даже с самым проблемным ребенком все может быть благополучно.
  • если в конце первой отработанной недели вы почувствуете себя неудачником и слабаком, а заявление на увольнение прожжет руки, знайте, что это нормально! Я советую вам первые выходные учебного года посвятить восстановлению. Отдохните, погуляйте, посмотрите фильм. Или примените более радикальные способы. Я, например, после своей первой в жизни рабочей недели в роли учителя поехала на свадьбу к подруге, где залпом выпила целый стакан водки. И ничего, ни грамма опьянения! Представляете уровень моего тогдашнего стресса?
  • как бы трудно ни было, перетерпите, дайте себе время – три месяца, полгода, а лучше год. Если по прошествии времени вы поймете, что не на своем месте, то уходите смело. Но не сразу! Вначале вами будут руководить плохие советчики: эмоции, усталость и стресс. Через какое-то время процесс начнет приносить удовольствие и удовлетворение. Гарантирую!
В любом случае, будущие и настоящие педагоги, знайте, что во всех ваших взлетах и падениях вы не одиноки!

Испытывали похожие чувства? Нашли метод борьбы со стрессом? Просто хотите поделиться мнением? Пишите в комментариях, с радостью их прочитаю!

Подписывайтесь на канал, если так же, как я, любите детей, педагогику и книги (или одно из трех). Я буду рада единомышленникам!

Один из моих любимых классов
Один из моих любимых классов