Найти тему
Всем балет!

Формирование составов спектаклей в училище и театре. Так где в итоге делают балетную карьеру?

Оглавление

Вышел новый эпизод на канале Ильи Кузнецова Smart Ballet, в котором затронуты наболевшие темы в мире балета, в частности, Большого театра и АРБ им. Вагановой.

Темы, которые обсуждали Цискаридзе и Кузнецов, можно сказать, вечные, как вопросы о том, почему у одних получается сделать карьеру, а у других нет; как таланты выдающихся выпускников оказываются ненужными в театре, и всему есть конкретные примеры. Цискаридзе признает, что далеко не все достойные выпускники реализовались как артисты, а между тем лучшие годы для развития уходят.

Академия. Выпускники последних лет

Николай Цискаридзе всегда говорит о том, что у каждого танцовщика есть амплуа, согласно которому по идее должен формироваться его репертуар. Ректор Академии раскрывает подробности того, как происходит подбор на главные партии в выпускных спектаклях АРБ, и есть понимание, что почти всегда это оправдывается потом на старте карьеры. А иногда роль дается выпускнику для того, чтобы, например, выгодно показать выдающуюся выпускницу, как это было с Элеонорой Севенард и ее партнером, с кем Цискаридзе очень много репетировал перед выпускным, концертами и конкурсами. Но как показывают последние события, часть трудов мастера прошла напрасно.

А вот Элеонора Севенард достойно покоряет сцену Большого театра в партиях Китри, Мари, Сванильды, Гамзатти, Гюльнары, испанской невесты и многих других, реализовывая свой талант, на который во время выпуска Николай Цискаридзе, как он говорит, поставил всё.

Вернемся к амплуа. Достаточно вспомнить яркий выпуск 2015 года и тот багаж, с каким он ушёл: "Лауренсия", "Спящая", "Раймонда" Баланчина... Прошло пять лет, и уже можно проследить, как развиваются выпускники.
Главный пример -
Рената Шакирова, которая уже стала первой солисткой Мариинского театра. Николай Цискаридзе подобрал выпускнице партию согласно ее темпераменту, возможностям, энергетике - Лауренсию. До сих пор Рената с теплом вспоминает свой выпускной и эту роль, которая стала точкой отсчета в начале ее карьеры, хотя, конечно, открыто никто об этом не говорит.

Что мы видим далее? Первая большая партия, которую Рената Шакирова подготовила в театре в свой первый сезон работы - Китри из "Дон Кихота" - такая же энергичная, яркая и эмоциональная роль, которая невероятно подходит артистке и раскрывает ее дарование.

Здесь на 100% сбылись слова Цискаридзе о том, что он готовит каждого к определенному репертуару. Рената Шакирова постепенно обогащает свой список партий новыми, сейчас и ролями лирико-драматического плана. Но все они чем-то схожи: Катерина из "Каменного цветка", Джульетта, Параша из "Медного всадника", Ширин. Можно заметить, почти по все этих партиях отсутствует классическая балетная пачка, и это тоже выгодно подчеркивает достоинства артистки и скрывает какие-то недостатки, в которых критики и зрители иногда обвиняют Ренату Шакирову.

Анастасия Лукина - обладательница удивительных линий, подъема, немного безэмоциональная и отстраненная. На выпускном танцевала "Спящую", а также готовила "Раймонду" Баланчина в одном из составов. Самое интересное, что Анастасия Лукина с первого сезона очень часто танцует Аврору, если не сказать, что постоянно. Этот спектакль был одним из первых подготовленных совсем юной артисткой в театре, хотя этот балет - вершина классической хореографии.

Привередливый петербургский зритель иногда не очень тепло принимает балерину, судя по отзывам со спектаклей, говоря, что она не справляется со своими шикарными стопами и иногда с актерской задачей. Но Анастасия стабильна в техническом плане, что очень важно. И сложно, невозможно представить артистку в партии Китри! Сейчас почти весь репертуар Анастасии Лукиной построен на чистой классике и сдержанной лирике.

Мария Хорева

Первая солистка Мариинского театра Мария Хорева в последнее время на вершине балетной повестки. Во многом из-за участия Марии в "Большом балете" рейтинг проекта был невероятно высок: с этим кураторы не прогадали. А недавно Мария Хорева выпустила свою книгу "Научите меня балету!", после чего в первые же сутки после выхода на артистку обрушился шквал критики с разных сторон, хотя книга только на предзаказе и пока недоступна к прочтению, но сам факт написания книги именно Марией Хоревой взбудоражил многих.

Мария задолго до выпуска из АРБ привлекала внимание зрителя: удивительные пропорции, каких в Мариинском балете заждались. Кажется, тот самый случай, когда родилась прима-балерина. И в свете этого удивительного взлета юной балерины особенно любопытно услышать мнение Николая Цискаридзе о Марии. Да, Хорева, как одна из лучших выпускниц, была выбрана на ведущую партию в выпускном спектакле, но Николай Максимович отмечает, что Мария безэмоциональный человек, но "очень способная девочка". Именно поэтому для выпускного спектакля была выбрана "Сюита в белом" - неоклассика, которая очень подходила Марии Хоревой, а также балет "Джоконда".

Удивительно слышать такое мнение, хотя, конечно, многие любители балета говорят о преждевременности, незрелости и спешке в подготовке больших балетов юной Марией. Но невозможно отрицать, что Мария Хорева - уникальная артистка нашего времени, будем продолжать следить за ее деятельностью, которая давно не ограничивается только балетом.

Оставляют желать лучшего

Николай Цискаридзе выделяет неудачным выпуск 2016 года, потому что не было возможности сделать качественный классический спектакль, внимание сосредоточилось на характерных танцах, а выделить получилось только Алену Ковалеву (сейчас работает в Большом театре).

Вспомним выпуск 2019, который мы обозревали в статье сразу после посещения. Лучшие ученицы Юлия Спиридонова, Александра Хитеева и Светлана Савельева приняты в Мариинский театр. Хитеева танцевала "Пахиту", а девушки - небольшие вариации в Подводном царстве и Тарантелле. И на сегодня пока только Александра Хитеева делает шаги в сольных партиях. Вспомним, что Царицей вод в том спектакле была студентка второго курса Лизи Авсаджанишвили, а не кто-либо из выпускниц, что тоже очень показательно, напрашиваются вопросы и определенные выводы. Разумеется, это только старт карьеры, и у юных артисток все еще может измениться. Будем наблюдать!

Карьера

Самое интересное, что год от года нет одинаковых результатов, а все прогнозы и ставки могут не оправдаться. Как показывают выпуски, одни ребята делают большие успехи в школе, но в театре их судьба складывается не очень удачно, а то и вовсе не в театре... Но очень редко наоборот: те, кто не были лучшими в классе, едва ли потом проявляют себя в театре, за редким исключением. Цискаридзе также выделил из выпуска 2018 года Дарью Ионову, Анастасию Нуйкину и Марию Буланову: тот самый пример, как знания, полученные в школе, отлично реализуются в театре. Но все равно ждем исключений - это весьма интересно.

🎭 Екатерина Максимова о своих ученицах в Большом театре
🎭 Пуанты из пластика: насколько вредно для стопы?

#балет #конкурсы #фестивали