В воскресенье, 27 декабря, власти канадской провинции Онтарио сообщили о двух заболевших новым — «британским» — штаммом коронавируса. Ранее, по сообщениям СМИ, тот же вариант COVID-19 был обнаружен в Дании, Нидерландах, Австралии, ЮАР, Италии, Испании, Бразилии, Швеции, Швейцарии, Германии, Франции, Японии и Сингапуре.
Первыми о мутировавшем штамме заговорили в Англии, где он был выявлен еще в сентябре.
В Россию «британский» коронавирус пока не добрался. В воскресенье об этом в эфире телеканала «Россия 1» заявил замдиректора по научной работе ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Александр Горелов.
— В стране 111 лабораторий Роспотребнадзора следят за циркуляцией вируса, и с уверенностью можем сказать, что в настоящий момент английская мутация у нас отсутствует, — сказал он.
По мнению руководителя лаборатории геномной инженерии МФТИ Павла Волчкова, возможность, что новый штамм попадет в Россию, полностью исключать нельзя. Однако есть ряд особенностей, которые делают эту вероятность менее пугающей.
— Имеется большое сходство между текущим российским штаммом и «британским». Анализ показывает, что они процентов на 80 сходятся. Различие — в мутациях, которые «британский» штамм приобрел относительно недавно, — отметил ученый.
Согласно отчету Британского геномного консорциума по COVID-19, всего существует 17 мутаций патогена. Из них 14 имеют точечные изменения в аминокислотной последовательности белков. Еще три относятся к делеции — удалению нескольких аминокислот из последовательности. Изменения, помимо всего прочего, произошли в шиповидном белке SARS-CoV-2 — им он прикрепляется к мишени на поверхности человеческих клеток.
Что же касается сообщений о том, что английский вариант вируса передается быстрее, то речь идет о скорости распространения, отличной от изначального штамма SARS-CoV-2, который сейчас уже практически и не существует, подчеркнул Павел Волчков.
— Сегодня исходный штамм SARS-CoV-2 не сохранился ни в одной стране, везде есть своя версия, которая может быть больше или меньше похожа на британскую, — пояснил эксперт.
Великобритания, отметил ученый, затратила довольно много сил и ресурсов, чтобы охарактеризовать свой штамм. В других странах такая работа почти не проводилась, но это не значит, что их штаммы могут быть менее опасны.
— Например, у нас практически нет никакой информации о том, как эволюционирует SARS-CoV-2 в Индии, население которой составляет 1,4 млрд человек, — добавил Павел Волчков. — На самом деле более, скажем так, неприятных версий вируса я бы ожидал от стран Латинской Америки или той же Индии, где выборка зараженных больше, чем в Европе.
Кроме того, по словам специалиста, сегодня на рынке не существует специфичных таргетных препаратов против коронавируса. Когда они появятся, развитые страны, которые будут их применять, и начнут вносить «основополагающий вклад в эволюцию SARS-CoV-2» — вирус начнет меняться, стараясь уйти от действия этих препаратов. Однако на разработку таких лекарств, как правило, требуется около пяти лет, пояснил Павел Волчков.
С точки зрения СМИ, опасность «британского» вируса сильно раздута, считает ученый. Повсеместные локдауны — это скорее мера предосторожности.
— Их вводят, памятуя о том, как критичны были открытые границы в начале пандемии. Обжегшись на молоке, дуют на воду, — сказал он.