Воровство у детей дошкольного возраста имеет специфические, но вполне определенные особенности и мотивы. Для подобного поведения у дошкольников бывают разные мотивы:
• Желание обладать новой, интересной для него вещью.
• Месть в ответ на обиду от другого ребенка.
• Стремление удивить других, либо сделать подарок другу или родителю.
Чтобы прийти на помощь ребенку, совершившему воровство, необходимо не только выявить причины его поступка, но и изучить особенности воспитания и взаимоотношений в семье. Здесь следует отметить, что речь идет не о возрасте от 1 года до 3 лет, когда у ребенка при правильном подходе к воспитанию закладывается понятие «свое-чужое», а о вполне взрослых детях от 5 до 7 лет, которые уже умеют осознавать причинно-следственные связи своих поступков.
Причины детского воровства:
• Нехватка внимания в семье. Пожалуй, самая распространенная из всех. При нехватке любви и внимания в семье, где родители погружены в свои дела, либо между ними сложные взаимоотношения ребенок всеми силами старается этого самого внимания добиться. Сюда же можно отнести и появление младшего ребенка.
• Последствия вседозволенности. Попустительство родителей в пресечении неправильного поведения и проявления негативных черт характера ребенка порождают в его сознании ощущение вседозволенности. Как итог – дошкольник вполне искренне удивляется, почему он не может взять ту или иную чужую вещь, ведь она ему так нравится.
• Двойные стандарты в семье. Родители пытаются воспитывать ребенка в правильных «шаблонных» рамках, но при этом приносят вещи с работы или с удовольствием обсуждают людей, по их мнению, получающих блага нечестным путем. У ребенка в этом случае происходит разрыв шаблона, «правильные» установки родителей стираются, остается только их пример, ведь для него они авторитет.
• Тотальный контроль. Здесь имеет место классическая форма протестного поведения. Как следствие ребенок начинает при малейшей возможности совершать поступки, порицаемые взрослыми.
• Способ самоутверждения. В данном случае это психологические проблемы самого ребенка. Ворованное для него – это способ завоевания доверия и дружбы.
Как же следует реагировать родителям на подобное поведение
• Высказать свое отрицательное отношение к действиям ребенка. Детям не всегда просто осознавать негативный характер своих действий, здесь опять же частая ошибка взрослых, которые говорят, что нельзя брать чужое, но не объясняют почему. При выявлении случая воровства лучше провести откровенный разговор, но без криков, ругани и уж точно без рукоприкладства. Самая лучшая линия беседы, когда родители предлагают ребенку почувствовать эмоции пострадавшего, у которого украли любимую вещь. И главное – дать понять, что эти действия порицаются не только родителями, но и обществом в целом.
• Формировать доверительные отношения в семье. Одна из главных составляющих в профилактике детского воровства – это взаимные доверительные отношения детей и родителей. В семьях, где неприемлема ложь, случаи воровства крайне редки.
• Исключить провоцирующие ситуации. Не стоит разбрасывать деньги и ценные вещи по дому, им будет лучше в недоступном для ребенка месте.
Психологи все чаще сходятся во мнении, что профилактику детского воровства следует проводить как раз в возрасте 1-3 года, когда закладываются основы понятия «чужая вещь». Лучше всего в этом случае брать с собой игрушки на обмен и каждый раз объяснять ребенку, что без спроса брать чужие вещи нехорошо.