Раз в пять лет мы получаем новые веяния в менеджменте и управлении. Так получилось, что я прошел курс по одному из них — это идея под названием Design thinking, которая получила популярность в США в последние 5 лет.
За последние несколько лет предпринято множество попыток объединить подходы разных направлений и профессий. Design thinking — из их числа. У художников и дизайнеров действительно есть чему поучиться и это далеко не только умение красиво нарисовать смайлик.
Все авторы, которых я изучал по данному курсу, в один голос отмечали, что мы живем и работаем во все большей и большей неопределенности. По новым проектам и активностям нет статистики, порой нет опыта и анализа, который бы подсказал что делать. Так и у художников, никто не скажет вам перед началом работы над картиной — «это точно будет шедевр». Вам стоит для начала поработать на эскизами, показать несколько вариантов знакомым критикам, а уже потом переходить к основному полотну и пробовать, пробовать, пробовать. В этом данная концепция схожа с подходом Agile.
Как и в любой теории управления в материалах по Design thinking полно схем. Ниже вы можете найти наиболее распространенные диаграммы, которые пытаются обобщить и показать самые распространенные подходы.
ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ
Если рассматривать процессный подход к Design Thinking, то это цепочка действий, которая помогает вам в разработке тех или иных новых идей в работе. Если руководствоваться этой картой, то последовательность действий будет следующая:
- Погружение — этап глубокого анализа того, как устроен процесс взаимодействия пользователя с нашим продуктом. Как он выглядит, как выглядит сам пользователь, через какие шаги он проходит. При этом формируется определенная проблема, которую мы пытаемся решить. Чем глубже погружение в вопрос, тем больше шансов, что мы будем понимать логику и мышление нашей аудитории. Это достигается с помощью глубинных интервью и составления пути клиента (Costomer journey map)
- Переоценка — первые шаги по подготовке новой концепции
- Исследование — создание первых прототипов и мозговые штурмы не на основе неструктурированных идей, а на основе сформированной концепции и проблемы, вокруг которой все думают.
- Реализация — в этом подход очень напоминает Agile. Тестовый запуск и получение обратной связи от реальных пользователей
Среди нескольких процессных моделей, которые представлены на эту тему мне больше всего понравился этот вариант, представленный в курсе Designing for growth a design thinking tool kit for managers Jeanne Liedtka Columbia Business School. В нем сделана попытка обратить внимание аудитории на элемент «Вау» (анг. Wows), которому автор уделяет особенное внимание, показывая что именно такой подход может вдохновить современных сотрудников, которые хотят чего-то нового и захватывающего, а не просто оптимизацию бизнес-процессов.
Как использовать в жизни?
Выводы, которые сделал для себя я. Опять же это основано на моем опыте, особенностях и недостатках. Эти материалы, лекции и книги, которые я прочитал очень четко говорят о том, что нужно очень очень очень глубоко погрузиться в вашу задачу. Как пользуются вашим продуктом или в чем состоит проблема, если вы решаете что-то делать для шахтеров станьте шахтером, проживате эту жизнь, а не сидите в теплом кабинете и рассыждайте.
Современны мир хочет, чтобы его удивляли и вдохновляли. Если раньше это называлось «Отличайся от других или умри», то теперь все говорят про вау. Пробуйте найти какой-то компонент, который удвит аудиторию и выделит вас на фоне остальных или вы затеряетесь. Если конечно перед вами стоит задача реализовать успешный проект, а не поставить галочку и отчитаться перед начальством, которое может не знать, что то, что вы делаете не инновация и весь мир это уже делает лет сто.
КОНВЕРГЕНТНАЯ МОДЕЛЬ
Конвергентная модель дополняет предыдущую, обращая внимание на два важных для меня момента:
- Проблемы и ее понимание в начале проекта может в корне отличаться от того, что мы получим после исследовательского этапа. Поэтому не стоит становиться рабом первой же концепции.
- На любом этапе проекта, есть место для поиска новых идей, опытов и подхода
Как использовать в жизни?
Тестируйте. Просто возьмите, как вам кажется сырую идею и пробуйте. Ваше сознание весь ваш менеджерский мозг будет вопить и сопротивляться, но пробуйте. Пусть будет ошибка, даже нет не путь… будет ошибка ну и что!!! Этот опыт даст вам больше, чем любые посиделки в переговорке
АНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
На ряду с уже знакомыми элементами, анализа, тестирования и т.д. авторы этой модели отдельно отмечают важность и необходимость моделирования. Блок, что мы имеем и понимание текущего состояния у каждого человека свое. Сотрудники вашей команды могут совершенно иначе понимать, что у нас есть на данный момент и уж тем более желаемое состояние. Именно поэтому и важны модели, которые упрощают реальную жизнь и позволяют сконцентрироваться на самом главном.
Как использовать в жизни?
Попробуйте моделировать. Пробуйте разложить на части любой элемент. Даже если это потребитель или проблема, всегда можно сделать Mind Map и свести это к каким-то блокам. Так хотя бы есть шанс, что вы с вашей командой будете думать в одном направлении.
Полезные материалы: