Доступный большинству досуг с прокруткой кадров и зачитыванием подписей на слайдах, с разглядыванием картинок, проецируемых на однотонное светлое полотно или стену в темной комнате, в конце двадцатого века канул в небытие. Своеобразная культура демонстрации истории зрителю, где важен только слайд. Диафильм – волшебная сторона совкового прошлого.
Что значит «диафильм»
В энциклопедии читаем: ряд позитивных проекций (или диапозитивов), объединенная в короткий сюжет. Идущие друг за другом кадры связывает стиль прорисовки. Ожившая на экране живопись. Сложное слово, буквально – «переход от начала до конца» (значение корня с греческого), рулонная фотопленка (film - в переводе с английского).
От двадцати до пятидесяти кадров, каждый из которых – самостоятельное произведение искусства с текстом внизу. Такой себе мини-фильм из застывших кадров или рисунков, который в недалеком прошлом не требовал специальной подготовки демонстратора. Важно лишь правильно заправить пленку в аппарат. Но так было не всегда.
Хронотоп
Первые прототипы, «волшебные фонари», по принципу работы которых созданы проекторы XX века, появились в начале шестнадцатого столетия. Сначала слайды делали стеклянными. Исторически доказанный факт: сказочные фонари опередили кино и даже фото!
В начале прошлого века первые проекторы прочно обосновались в домах русских интеллигентов. Диафильмы по истории царской России, географии, естествознанию информировали и просвещали. Чтобы публика не скучала, озвучивали текст с пояснениями из брошюры. Оживить атмосферу помогала музыка. Позже хрупкие слайды стала вытеснять пленка
Агитационные мини-ленты, лекции, книги серьезного чтения и сказки, черно-белое фото из кино. Талантливые создатели не знали, как должно быть, поэтому пробовали делать все.
К тридцатым годам студию «Диафильм» уважали не только в столице. Первые пленки были черно-белыми. Позже появились цветные истории. С. Маршак, К. Чуковский, С. Михалков, Кукрыниксы – на студии появлялись выдающиеся писатели и великие художники. С конца пятидесятых годов около 400 новых диафильмов, выпущенных миллионным тиражом, находили своего зрителя ежегодно. Со временем нитроцеллюлозу сменила ацетатная основа пленки. А «золотой век» диафильмов 70-80 годов с эпидиаскопами, позволяющими просматривать цветные, объемные и профессиональные слайды, положил начало закату эпохи диафильмов
Второе дыхание
Из большинства домов выбросили из кладовок исцарапанные пленки и пыльные проекторы. Дети уже не ждут вечернего волшебства. Ныне только цифровые технологии предлагают новую жизнь обветшалым диафильмам. Но хочется погасить в комнате свет, направить луч проектора на белую стену, услышать тихий голос родного человека, читающий текст на слайдах, на время забыть о работе, домашних хлопотах, мировых проблемах и снова окунуться в мир старинного фонаря.
Поддержите наш канал, ставьте "класс" 👍
А чтобы не пропустить новые записи - подписывайтесь на канал.