Сове́тская Украи́на — китобойная база проекта 392, построенная на Николаевском судостроительном заводе имени Н. И. Носенко в 1956—1959 годах. Крупнейшая в мире китобаза, способная перерабатывать 75 китов в сутки суммарным весом 4000 тонн. В 1959—1987 годах — флагман советского китобойного флота, последняя промысловая флотилия СССР, ведшая добычу китов в Антарктиде, всего было добыто более 37 000 животных. Флотилия состояла из китобазы и 15-21 китобойного судна. С 1987 года переделана под рыбоконсервную базу, в 1995 году продана в Турцию на металлолом.
Китобойная база предназначалась для приема и обработки китовых туш и транспортировки продукции китобойного промысла, а также снабжения 20 китобойных судов проекта 393, ведущих промысел. Она могла обрабатывать до 75 китов суммарным весом 4000 т. в сутки, производя до 1000 т. жира и 200 т. пищевой муки при 100 % переработке туши. В 1961 году вступила в строй вторая и последняя китобаза проекта 392 — «Советская Россия», приписанная к порту Владивосток.
В корме судна имелся слип для втягивания китовых туш на разделочную палубу, которая состояла из двух отделов — кормового, длиной 37 м, и центрального — длиной 46 м, сообщающихся через проход в средней рубке. Бак двухъярусный с рубкой; на юте располагалась надстройка, вторая рубка и дымовые трубы, поставленные в поперечной плоскости (между ними располагался вертолётный ангар).
В 1971 году китобойная флотилия «Советская Украина» за успехи в развитии китобойного промысла была награждена орденом Октябрьской Революции. В конце 1970-х годов условия китобойного промысла значительно ухудшились в связи с резким уменьшением численности китов. Поэтому в 1982 г. Международной китобойной комиссией был принят мораторий на китовый промысел, который вступал в действие с 1986 г. Это решение поддержали большинство стран, за исключением Японии, Норвегии, Исландии, СССР и Фарерских островов. Фактически СССР прекратил китобойный промысел в 1987 г., когда «Советская Украина» вернулась из своего последнего рейса. После этого плавбаза была переоборудована в рыбопромысловое судно, а 31 июля 1995 г. списана и впоследствии разобрана на металл в турецком городе Алиага.
Спущен на воду октябрь 1959 года
Введён в эксплуатацию 1959 года
Выведен из состава флота списана на слом 31 июля 1995 года
Основные характеристики
Водоизмещение 44 900 т
Длина 217 м
Ширина 24,8 м
Высота 19
Осадка 10,5 м
Двигатели два дизеля 674-VTBF-160 (Дания)
Мощность 2 × 7500 л. с.
Движитель два винта (115 об/мин)
Скорость хода 16 узлов
Дальность плавания 9100 миль
Автономность плавания 25 суток
Экипаж 536 человек
Регистровый тоннаж 32 020 рег. т
немного фактов про Советскую Россию
В течение первого рейса команда обошла кругом Антарктиды, в день добывалось иногда до 100 и более китов, одной амбры собрали более 150 кг.
За период 1961—1972 годов флотилия добыла около 54 000 китов
может считаться самым "кровавым судном"