Найти в Дзене
Startup Котики

Обратная связь: как использовать, чтобы не испортить отношения и проект

Обратная связь – как ядерная энергия: если использовать её грамотно – сможет дать вашему проекту мощное ускорение, а если грубо и бестолково – обратит все ваши усилия в пепел. Некоторые руководители, возможно опасаясь негативных результатов, предпочитают вовсе не использовать обратную связь или свести её к минимуму. Разумеется, потенциал проекта при таком подходе сразу снижается, ведь рост и развитие его участников замедляются, особенно относительно более психологически подкованных конкурентов. Для стартапа, стремящегося к многократному превышению отраслевых или национальных темпов роста, отказ от одного из сильнейших инструментов – непозволительная роскошь. Но как использовать именно «мирный атом» и не оказаться в «ядерной зиме»?

В английском языке есть даже шутливое выражение Russian Feedback. Это прямое выражение собственного отношения без попыток сделать его приятным для адресата или конструктивным в интересах будущей работы. Представьте ситуацию – опытный сеньор знакомится с кодом, который написал мальчик-джуниор, и видит множество косяков. Он так и говорит: «Твой код – говно». А потом удивляется, почему его проект идет плохо, а люди постоянно уходят к конкурентам.

Тут очень важно помнить – не существует психологической потребности в том, чтобы хорошо работать. Работа, её результат и даже заработанные деньги – не самоцель, это только способ удовлетворения действительно важных потребностей: в еде и физическом комфорте, в безопасности, в принадлежности к сообществу, в уважении, в самореализации. Да, код нашего условного джуниора действительно плох, но что изменится к лучшему, если прямо, без всяких смягчающих усилий сказать ему об этом? Ничего хорошего не произойдет, зато юноша ощутит угрозу безопасности (ругают – могут уволить), принадлежности (не принимают, не считают своим), уважению (не ценят и не хвалят), самореализации (здесь я ничего не добьюсь). В таких условиях джуниор будет думать не о совершенствовании своих навыков, а о бегстве. Увы, в моей практике работы с IT-компаниями таких примеров было предостаточно.

Фото: Pixabay, Pixabay License
Фото: Pixabay, Pixabay License

Сейчас я живу и работаю в Кремниевой Долине и вижу судьбы российских разработчиков и стартаперов вокруг. Очень часто это ребята с высочайшим уровнем технических компетенций, но у них не получается подняться до управленческих позиций или довести до успеха собственный проект. Причина – слабые навыки коммуникации, неготовность использовать инструменты дипломатии и просто подумать, прежде чем говорить.

Между тем, американцы учат техникам обратной связи еще в начальной школе. Математика там слабая, а вот некоторые психологические и коммуникативные инструменты – без преувеличения на уровне российских бизнес-школ. Давайте тоже научимся.

Итак, негативную обратную связь принято упаковывать в «сэндвич»: вокруг негатива обязательно должны быть слои позитива. Очень простая схема:

1. Сначала надо похвалить: «Парень, ты молодец, что показал мне свой код. Ты очень талантлив и точно сможешь быстро вырасти в нашей команде».
2. Только после этого отметить недостатки. Причем оформить это в конструктивные рекомендации: «Вот что ты мог бы сделать лучше… Данную задачу оптимальнее решить так…»
3. И потом снова обязательно похвалить и поддержать: «Я не сомневаюсь, что ты быстро разберешься и твой код станет лучше. Не стесняйся, спрашивай, я всегда готов тебе помочь».

Элементарно? Только на первый взгляд. Требуется усилие, чтобы держать себя в руках, контролировать раздражение на чужое несовершенство. Но именно умение и отличает просто опытного разработчика-исполнителя от лида команды или фаундера успешного стартапа. Необходимо дорасти до понимания того, что сила команды не сосредоточена только в тебе, что твой опыт – это ресурс роста товарищей, без которого серьезный успех невозможен.

Это классно – всем демонстрировать, что ты самый умный и самый крутой. Такая позиция прямо удовлетворяет потребности в признании и самореализации. А мы с вами помним, что работа и её результаты – лишь пути к удовлетворению психологических потребностей. Не понимая этих тонкостей, сеньоры и начальники самоутверждаются в ущерб бизнес-результатам. Ты сказал парню: «Твой код – говно» и ушел гордый собой и своей компетентностью, все потребности удовлетворил. А мог бы помочь ему прокачаться, направить и поддержать – и MVP твоего стартапа появился бы на месяц раньше. Что важнее?

Вы сможете сдерживаться и технично использовать обратную связь только тогда, когда проект для вас действительно важен, когда он выше сиюминутного самоутверждения. Даже для фаундеров это, увы, не всегда так. Но я надеюсь, что для тех, кто действительно горит своим делом, эта статья дала полезный повседневный инструмент.

Оригинал здесь.

(с) Алексей Моров, стартапер и участник сообщества Startup Kotiki.

Startup Kotiki в Facebook — нетворкинг, новости сообщества, обсуждение проектов и прочие полезности

Telegram-канал с новостями о венчуре и стартапах

Телеграм-чат для нетворка

YouTube — всё, что вы хотели знать о венчуре и стартапах, но не знали, где спросить :)