Нынешний осенне-зимний период как-то довольно сильно предрасполагает к хандре. Но Новый год на пороге, и, конечно, обязательно нужна сказка. Ну или хоть что-то на ее роль. Может, поэтому традиция предновогодних концертов все-таки достаточно живуча - и по крайней мере московский, в знаменитой "Горбушке", состоялся...
Да, этот концерт Петра Налича был ну очень долгожданным - "живья" не было практически с лета, а клубного "живья" - так и вовсе с марта. Причем с тех пор Петр успел доделать диск, дописать в него еще кучу новинок, сочинить еще кучу композиторских работ... Но что бы Петр там ни говорил о том, что композиторство ему сейчас важнее, - все-таки без "живья" тяжело... И то, что концерт состоялся практически даже вопреки (он попал под ограничение в 25%, то есть, надо полагать, игрался уже просто в убыток) - тоже как будто символично: год просто необходимо было завершить на высокой ноте, и для кого-то наверняка эта "высокая нота" вовсе не только про музыку.
Программа концерта, заявленного в самом начале Петром как "лечебно-профилактический", была явно с упором на старые песни, которых вроде как ждет большинство (ну их действительно активно встречали), но при этом были сыграны и большинство самых новых песен, тех, что с альбома "Морра". Между прочим, из старого неожиданно вернулась песня 2010 года I Met the Girl. Да, и еще "Крылья" были сыграны не на бис под гитару, а в основной программе. И сюрприз из сюрпризов, вот это да - на бисы "Гитар"!:) Это явно был "специальный" лечебный подарок тем, кто так без этой песни страдает, - ликующий вой был особенно громок. Но, честно, пропищав не своим голосом "бис", я совсем не это имела в виду. Да впрочем, какая разница!.. "Гитар" на бис, кстати, звучит уже второй раз в этом году - и оба раза как особый приз для зрителей, причем спонтанность и импровизированность придает песне особый шарм, она вся уходит в какие-то новые модуляции и вариации... На ней бисы, кстати, не закончились, был еще совершенно замечательный "Джигит".
Вообще уже как-то и неважно было - старые песни, новые; светлое настроение праздника доминировало абсолютно. Кстати, случилось возвращение из старого состава МКПН: на басу был Дмитрий Симонов.
Состоялись и две концертные премьеры. А у Петра концертное звучание не только в целом не уступает студийному - оно всегда немножко другое, и часто получается очень интересный альтернативный вариант песни. Так получилось и с песней Early Days. Я думаю, наличие у этой песни своей аудитории поклонников - уже свершившийся факт. И что интересно, эта аудитория оказалась достаточно единодушна в оценке авторских объяснений (смотрите начало видео по ссылке ниже - Петр рассказывает о чем песня): не надо нам тут прикрываться "ребенком"!:) Конечно, дословно текст как-то так примерно и звучит - но... музыка рассказывает, конечно, не о "простых детских радостях". Скорее о внутреннем ребенке - вовсе не инфантиле, а о том, который сумел сохранить некую первичную созерцательность и мудрость, который чужд суетности и готов наслаждаться моментом. И одновременно эта песня создает ощущение внезапного включения: как будто вдруг что-то заставляет твое восприятие переключиться, и ты попадаешь как бы в другой мир - вместо суеты и беготни большого города вокруг возникает непосредственное ощущение момента. Этот дождь, в котором будто растворяешься - или плывешь, будто в океане, это остановившееся время, искривившееся пространство, и тут же включается и разыгрывается воображение... А ведь, кажется, когда я впервые пыталась послушать эту песню на ходу, еще летом, и правда шел дождь!..
В концерте Early Days преобразилась. Хор придал ей какой-то особый объем и даже торжественность, она как будто утяжелилась. Трудно выбрать между двумя вариантами - студийным и концертным, но концертный просто превосходен.
Более "вокально" по сравнению со студийкой, я бы сказала, прозвучала и вторая премьера - Why Shoe Man Shu Go to Work. Можно сказать, тема недели у автора:)
В общем, я знаю, что буду смотреть (пересматривать) в новогодние праздники:) У нас же есть и полноконцертные записи!:)
Одна точка:
Другая:
Надо сказать, на мне отсутствие "живья" явно сказалось: как будто форму порастеряла, в первую очередь в смысле реагирования и восприятия. И главное, мне было мало! Думаю - ну что такой короткий концерт!.. А на поверку оказалось - 1 час 48 минут, то есть продолжительность как минимум стандартная.
Как-то конец года, вроде время для всяких подведений итогов... Не знаю, мне сложно пока судить. Картинка, составленная роботом Дзена в связи с концом года, выглядит просто издевательски, лучше бы открытку с елочкой прислали:))) Первые месяцы на Дзене, конечно, показали. Например, что посещаемость такого специализированного канала, а точнее, данной темы, будет устойчиво низкой. Мне кажется, тут срабатывает несколько факторов, есть субъективные, есть объективные... Обидно, конечно, что, например, на слово "Евровидение" хоть изредка реагируют, а на сказочно прекрасные итальянские песни - вообще нет. Ну, помимо прочего, рассказывать о музыке - такое дело, не сильно благодарное... Как, например, о художниках рассказывать, не показывая их картин;):)
А вообще каждый раз возникает искушение прочитать буквально подсказку Дзена "статья: много текста и фото". Много фото! О, просто молча много фото!:)))
Кстати, снимать в "Горбушке" было ой как тяжело. Меня предостерегали, да. Когда начался концерт, я сначала не поверила: глазам было вполне нормально. Но через некоторое время поняла: беда!.. Возможности у человеческого глаза, конечно, много шире, чем у фотоаппарата. Но обычно можно хотя бы приблизительно на глазок подстроиться, уловить проблему. В данном случае, о ужас, - это не работало. Это какая-то хитрая особенность светильников, установленных на сцене "Горбушки": глаза видели приятную малиново-розовую или золотистую подсветку, не перетягивавшую внимание на себя, а лишь оттенявшую картинку, а фотоаппарат получал просто сплошную "заливку" без деталей, объемов и теней. Или - "лунный пейзаж" с белыми светами и черными тенями. Ну, уж что получилось, то получилось...
Да, еще можно послушать-посмотреть концертные премьеры других песен с альбома "Морра" здесь.
Ну и чтобы оправдать тэг "Евровидение":
Признаюсь честно: фонариком махала:))
Петр как бы говорит здесь сам с собой, но обычно его собеседник - бас Геннадий Ивлев; на этот раз его не было, мужскую часть хора представлял Ильфат Баязитов.
Такой вот праздник.