Максим Савватиевич Пешков (папа Горького) и Варвара Васильевна Каширина (мама) поженились "самокруткой" (как говорили тогда в народе). Благословила мододых только мать невесты - Акулина Ивановна Каширина. Василий Каширин был в ярости: брак не признал, а молодых проклял. От родителей Максима Савватиевича благословения и вовсе ждать не приходилось:
Савватий, человек столь крутого «ндрава», что в эпоху Николая Первого из солдат дослужился до офицера, но был разжалован и сослан в Сибирь «за жестокое обращение с нижними чинами». К сыну своему, Максиму, он относился так, что тот не раз убегал из дома. Однажды отец травил его в лесу собаками, как зайца, другой раз истязал так, что соседи отняли мальчика.
Максим Савватиевич немного пожил у крестного, пермского столяра, обучился у него ремеслу. Вскоре сбежал и долго бродяжничал, перебивался мелкими заработками - например, водил по ярмаркам слепых. А затем устроился столяром в пароходстве. Такой зять не нравился Василию Каширину.
Василий Каширин
Василий Васильевич Каширин осел в Нижнем Новгороде. Он был не беден и уважаем. Свою трудовую деятельность начинал бурлаком, исходил всю Волгу. Позже Каширина повысили до водолива - старшего рабочего на барже. Василий Васильевич понемногу плотничал, наблюдал за сохранностью груза, занимался выдачей кашевару продуктов. Дослужился Василий Васильевич до ремесленного старшины . Такому человеку доверяли. Очень хотел Василий Васильевич поднять род еще выше, метил, вероятно в дворяне. Сыновья Каширина, Яков и Михаил, часто выпивали, работать не хотели, скандалили между собой за наследство и даже дрались на глазах у отца. Потому главная надежда была на дочь. А вот красавица дочь Варвара, да еще и с хорошим приданым, вполне могла претендовать на мужа-дворянина. Естественно, появление Максима Пешкова в жизни дочери нарушило каширинские долгоидущие планы.
Но вскоре, мнение Каширина изменилось - Максим Савватиевич стал уважаемым мастером, талантливым краснодеревщиком. Вскоре пароходство назначило его конторщиком и направило в Астрахань.
Черная полоса семьи Пешковых
В этой маленькой семье в 1871 году уже был Алексей (будущий Максим Горький) - трех лет от роду. Варвара Васильевна была беременна вторым. Поэтому, когда Алексей заболел холерой, заботился о нем отец. Мальчик поправился, а вот отец заразился от него и вскоре умер. Варвара Васильевна родила раньше срока, а назвала второго сына Максимом, в честь отца. Но, второй сын прожил совсем мало, умер на пароходе, во время пути Варвары в Нижний Новгород, к родителям. Надо ли говорить о том, какой огромный груз вины лег на плечи маленького Алексея?
Алексей не был любимым ребенком. Мать была к нему холодна. Дед считал его Кашириным лишь на половину. Воспитание деда было суровым.
Только Бог людей и судит, полагал дедушка. Страшно, до полусмерти выпоров Алешу, дед не считал это своим судом над полусиротой, а только исполнением необходимой обязанности, в которой он, увы, несколько переусердствовал, за что и пришел к внуку виниться:
«— Я тебя тогда перетово, брат. Разгорячился очень: укусил ты меня, царапал, ну, и я тоже рассердился! Однако не беда, что ты лишнее перетерпел, — в зачет пойдет!»
Дед Каширин действительно верит в идею: «Перетерпел» — значит, Бог другое простит.
Кем была Бабушка Акулина
Только бабушка Акулина Ивановна относилась к нему с теплотой. Она не просто заменила мальчику мать, она стала для него единственной опорой в холодном и одиноком мире Алеши.
Вот одно из его признаний:
«За последнее время, я отошел от милой старухи и даже редко видел ее, а тут вдруг с болью почувствовал, что никогда уже не встречу человека, так плотно, так сердечно близкого мне».
В одном из писем своему биографу Илье Груздеву, Максим Горький вспоминает о семье Акулины:
«Бабушка Акулина никогда не рассказывала о своем отце; мое впечатление: она была сиротою. Возможно — внебрачной, на что указывает „бобыльство“ ее матери и раннее нищенство самой бабушки…»
Возможно ли, что что 14-летняя Акулина была, по сути, профессиональной нищенкой?
Еще один вопрос к бабушке появляется при взгляде на семью Кашириных: почему у трудолюбивого Василия родились такие сыновья? Он во всем винит Акулину:
Потатчица; Народила зверья
К тому же дети и муж стыдятся Акулину, почему? В повести мелькает описание бабушки:
Вся сияет, а глаза у нее расширены
Так Максим Горький говорит нам о том, что Акулина любит выпить. А вот как он пишет в очерке «Изложение фактов и дум, от взаимодействия которых отсохли лучшие куски моего сердца» (1893)
«Пила она сильно и однажды чуть не умерла от этого. Помню, как ее отливали водой, а она лежала в постели с синим лицом и бессмысленно раскрытыми, страшными, тусклыми глазами».
Получается, что Алеша даже с бабушкой не был в безопасности.
Мать тем временем устраивала свою жизнь, вышла замуж и рожала детей, не интересуясь особо старшим сыном. А когда она умерла, пропала та единственная нить, связывающая Горького с родом Кашириных. А дальше мы знаем:
-Ну, Лексей, ты-не медаль, на шее у меня - не место тебе, а иди-ка ты в люди...
Так сказал Алексею Василий Каширин через несколько дней после похорон матери. Но был ли это плохой поступок? Сам Каширин выбился люди, начиная с самых низов. И достиг многого своим трудолюбием (Умер, правда, в нищете). Его дети были при нем сыты и довольны, но развалили семейное дело и много пили. Возможно, дед пожелал внуку лучшей доли, отправив его по своему пути? Или хотел от него избавиться?
Пишите свои комментарии по теме, если вам понавилась статья - ставьте лайки и подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.