Князь Андрей Юрьевич Боголюбский — сын Юрия Долгорукого — родился в 1111 году в Ростовской области, которая к тому времени из «чудского захолустья» обособилась в отдельное княжество.
Он по своему политическому воспитанию, по привычкам и понятиям, свойственным северянину-суздальцу, был настоящим северным князем. Отец дал молодому княжичу в управление Владимир — маленький пригород Суздаля, основанный на реке Клязьме знаменитым Владимиром Мономахом. Андрей княжил там долгие годы, никуда не выезжая. Он прожил на севере большую часть своей жизни — 35 лет.
В 1146 году между Юрием Долгоруким и его племянником Изяславом завязалась упорная борьба за власть, которая продолжалась несколько лет. Андрей участвовал в сражениях на стороне отца. В это время и появилось в летописи описание его доблести и характера.
Боевая удаль Андрея была примером для многих. Он всегда был там, где опаснее всего, и, не замечая сбитого шлема, яростно и метко разил мечом противников. Совершенно необыкновенным было в нем редкое умение быстро охлаждать свой воинственный пыл и после горячей битвы сразу становиться осторожным и благоразумным политиком. Об Андрее говорили, что никто не мог застать его врасплох, у него всегда «все было в полном порядке и наготове, каждую минуту он £>ыл настороже и не терял голову в возникшем вдруг переполохе».
В 1149 году Юрий Долгорукий вошел в Киев победителем, но вскоре Изяслав, вернувшись со своей дружиной, вынудил его оставить город. Долгорукий страшно переживал поражение, но Андрей отца понять не мог. Ему не нравилось жить на юге. Когда же после смерти Изяслава Юрий Долгорукий прочно сел на киевский престол и посадил Андрея рядом, в Вышгороде, тот не выдержал и тайно от отца уехал в Суздальский край.
Из Вышгорода Андрей вывез во Владимир чудотворную икону Божьей Матери, написанную евангелистом Лукой и привезенную из Греции купцом по имени Пирогощи. Андрей построил для нее один из самых красивых православных храмов — церковь Успения Богородицы. Впоследствии эта икона стала главной святыней Суздальской земли под именем Владимирской Божьей Матери.
Во Владимире по распоряжению набожного Андрея были построены два монастыря: Спасский и Воскресенский, другие православные храмы, а также по примеру Киева Золотые и Серебряные ворота. Появление богатых церквей во Владимире придало этому городу особую значимость и возвысило его над другими российскими городами. Андрею удалось привлечь во Владимир умных и оборотистых купцов, талантливых ремесленников. Из маленького суздальского пригорода Владимир-на-Клязьме превратился в большой населенный город, достойный стать столицей великого княжества.
После смерти Юрия Долгорукого в 1157 году ростовцы и суздальцы выбрали на княжение Андрея. Но Андрей понимал, что ни в Киеве, ни в Ростове, ни в Суздале он не сможет стать единовластным самодержцем, ему придется делить власть с вече и старшими боярами. Он остался во Владимире, уступив киевский стол Ростиславу Мстиславичу. А сам продолжал искать путь к самодержавному правлению над Русской землей.
Андрей не давал уделов сыновьям, тем самым все больше укрепляя Владимирское княжество. Мало того, чтобы сохранить свою неограниченную власть, Боголюбский просто изгнал в Византию младших братьев и племянников, лишив их права наследования. Он продолжал расширять новую столицу и даже попытался перевести во Владимир центр русского духовенства. Но константинопольский патриарх, к которому за разрешением обратился князь Андрей, отказался посвятить в митрополиты владимирского духовного ставленника.
Для укрепления христианской веры Андрей не только строил храмы, но и боролся с иноверцами. Так, в 1164 году Андрей со своим войском впервые напал на Булгарское царство, где проповедовалась магометанская вера. Поход оказался удачным: были захвачены знамена, изгнан князь. Как считал Андрей, в священной борьбе ему помогала чудотворная икона. После этого походы на булгар стали вестись постоянно.После смерти киевского князя Ростислава Андрей согласился с назначением на великое княжение своего племянника Мстислава II Изяслави-ча. Новгородцы тут же обратились к новому киевскому князю с просьбой прислать к ним его сына Романа, а своего князя Святослава выгнали. Роман сразу по прибытии объявил во всеуслышание о мести всем князьям, защищавшим прежнего их правителя и, не теряя времени, отправился с войском разорять полоцкие, смоленские и суздальские города.
Князь Андрей решил наказать, но не Романа, а Мстислава II, который несправедливо послал безрассудного юнца на княжение вопреки воле Бо-голюбского. Вместе с сыном Мстиславом Боголюбский собрал суздальское ополчение, к которому присоединились 11 князей, тоже недовольных правлением Мстислава II, и взял Киев. Но и после победы Андрей не поехал в Киев на княжение. Он посадил на киевский стол своего младшего брата Глеба, а сам принял титул великого князя и остался во Владимире. Это событие летописцы относят к 1169 году.
После падения Киева Андрей Боголюбский собрал под своей рукой всю Русскую землю. Один только Господин Великий Новгород не хотел подчиниться Боголюбскому. Князь решил сделать с Новгородом то же, что и с Киевом. Зимой 1170 года войско под началом сына князя Андрея отправилось подавить бунт в Новгороде, где правил молодой Роман Мсти-славич. Но новгородцы были готовы к отпору и нанесли поражение войску Боголюбского. Великий князь не простил новгородцам поражения своего войска и решил действовать по-другому. Через него шли в Новгород все поставки хлеба и других продуктов. Спустя год после поражения он перекрыл подвоз хлеба в Новгород и таким образом заставил признать свою власть. Князь Роман был изгнан, и новгородцы пришли на поклон к Боголюбскому. ’
В это время в Киеве скоропостижно скончался Глеб. Андрей отдал киевский стол смоленским князьям Ростиславичам, а вскоре открыто заявил, что Глеб был убит и Ростиславичи скрывают убийц его брата. Андрей выгнал их из Киева, но они не смирились и посланное против них войско разбили наголову. Но победа не вернула Киеву былого величия, он стал переходить из рук в руки и в конце концов подчинился владимирскому князю.
В 1174 году Боголюбский пал жертвой заговора, вызванного немилосер-дием по отношению к брату его жены, который совершил преступление и был казнен. Организовал заговор второй брат жены Андрея.
Великого князя жестоко убили, а его дворец разграбили. Волна насилия прокатилась по всему Владимиру. Никогда на Руси ни одна княжеская смерть не сопровождалась такими постыдными явлениями. Князя не отпевали и не хоронили целых пять дней. Разгул в столице продолжался до тех пор, пока один из священников не взял чудотворную икону Владимирской Богородицы и не стал с молитвами ходить с ней по городу. На шестой день Боголюбского похоронили в построенной им соборной церкви Успения Богородицы.
Русская православная церковь причислила Андрея к лику святых. День памяти Андрея Боголюбского отмечается 4 июля.
С княжения Андрея Боголюбского перестала существовать Киевская и начала свою историю Владимиро-Суздальская Русь.
1146 год — сражение на стороне отца за киевский стол.
1155 год — тайный побег из Вышгорода с чудотворной иконой. 1157 год — избрание на великое княжение.
1164 год — первый поход на булгар.
1169 год — падение Киева.
1170 год — поражение суздальского войска под Новгородом.
1171 год — подчинение Новгорода.
1174 год — убийство Андрея Боголюбского.
Князь Андрей Юрьевич Боголюбский
6 минут
2 прочтения
27 декабря 2020