День начинается с приоритета
С чего надо начинать день? День всегда надо начинать с приоритета. Это очень серьезно. Даже если у каждого есть свой приоритет. У одного приоритет - это физическое состояние тела, здоровья. Отсюда и строится весь день. Но у кого-то душевное состояние в приоритете. Поэтому, если он за душой своей не следит и ее не ставит в нужный распорядок, действия и нужное настроение, то у него день сомнётся из-за душевных нестроений - он там поругался, там обиделся, впадал в саможаление, или не с той ноги встал. А у другого приоритет духовный - он ищет день начать в молитвенном настроении. То есть с приоритета день должен начинаться. Понимаете?
Приведу пример. А. А. со мной уже не один раз делился, что если он утром, проснувшись, не начнет делать разминку тела, суставов и прочее, то потом целый день он болеет, не может в нужную меру работать, все болит. С. В. рассказывала, как она с утра должна спину разминать, иначе поясницу потом сильно схватывает. Если она упражнения не сделает с самого утра, то весь день потом она ничего не может делать.
Относительно душевного приоритета приведу пример из супружеской жизни. Одна семья уловила, что если муж утром не подойдет и не поцелует свою жену, то весь день у них неладный, они никак не могут найти согласия. Но каждый раз, когда он это делал, то весь день они были дружны и вместе. Он это случайно обнаружил, потом закрепил, и стало это его приоритетом. В результате он всегда стал так делать.
Расшевеливание настроений
Другой пример. В студенчестве, когда Свято-Сергиевское училище православной катехизации и церковной педагогики располагалось на ул. Рокоссовского я благословлял студентам разные упражнения на расшевеливание настроений, чтобы они в душе не держались привычных застоев. Одно из упражнений было – с утра проснувшись и после поклонов и припаданий к Богу, сразу же обратиться ко всем, с кем ты в комнате живешь в праздничные дни со словами: «Христос воскресе!» - обязательно обратиться к каждому, каждому сказать: «Христос воскресе», а тот в ответ: «Воистину воскресе!» Студенты действительно видели, что после такого обращения жизнь в комнате была совсем другая. Когда кто-то так не обращался, у него в этой комнате жизнь отличалась от жизни остальных.
Или на Песчанке, например, мы однажды Великим постом читали книжку за трапезой. Из нее мы вдруг узнали, что можно здороваться друг с другом вопросом: «За что сидишь?» Многие стеснялись это делать. Идут, встретились друг с другом, и знают, что благословлено спросить: «За что сидишь?», а вот не получается так сказать. Если в другой раз все-таки преодолел себя и спросил, и тот его спросил: «А ты за что сидишь?». Этот обмен ответами приводил иногда к хорошему отрясению. «За что сидишь?» - в том смысле, что каждый сидит в темнице своего греха или в темнице своей падшей натуры.
Вырваться из грехов к Царству Небесному
Изобретательные студенты даже такой вопрос стали задавать: «За что ты здесь в училище сидишь?» - он должен сказать: «За такие и такие грехи Господь меня привел в училище, и теперь я пытаюсь из темницы этих грехов вылезти, вырваться». Опыт показал, если такими ответами обмениваться, тогда день совсем по-другому начинал складываться у всех. Но когда они застеснялись или же застопорились и не сделали этого, хотя встретились, но прошли мимо и молча, то день складывался по-другому. Хуже.
Когда приоритет найден. И ты встал в него с утра, тогда весь день идёт под светом этого приоритета. Символ веры мы заканчиваем каждое утро словами: «чаю жизни будущего века». Если начинать день с данного приоритета, то теперь это чаяние станет приоритетом дня, тогда вся жизнь получит верный вектор – к Царству Божию. Господь обещает нам: тогда всё остальное содержание дня к нему приложится».
протоиерей Анатолий Гармаев