…Когда ты создаешь что-то, когда ты улучшаешь что-то, когда ты достигаешь чего-то, когда ты привносишь что-то дополнительное, вещь или услугу, в жизнь чужих людей, делая их счастливее или здоровее, а их существование безопаснее, лучше, при этом добиваясь всего этого решительно, эффективно, по-умному, так, как все должно делаться, но редко делается, – ты в более полной мере участвуешь во всей великой человеческой драме. Ты не просто остаешься живым, ты помогаешь другим жить более полной жизнью, и если это и есть бизнес, то хорошо, можете называть меня бизнесменом…
Фил Найт
Книга основателя компании NIKE Найк, как мы её называем в России, была своего рода звездой, до которой я хотел дотянуться рукой, чтобы ознакомиться и получить ответы на свои вопросы. Мне было трудно сформулировать и обосновать свою жажду знаний об истории становления компании по производству кроссовок. Однако уже с первых страниц, я погрузился в восхитительный водоворот философии, бизнеса и спорта. Это одна из тех биографий, которой хочется аплодировать и разбирать на цитаты.
“Найк” – это ошибочное произношение названия компании, и для меня это стало первым открытием, когда я думал про историю успеха этой фирмы. Впервые я узнал об этом, когда смотрел небольшой ролик на Youtube, в котором иностранцы пытались угадывать, как русские называют известные бренды. Правильное произношение ваших кроссовок – “найки”, русские используют это слово, но только в случае множественного числа. Мои Найки пора менять. Так мы говорим и говорили. Оказывается, название связано с богиней Никой, которая символизировала победу. Признаюсь честно, что я думал иначе. Я знал, что фамилия основателя компании Найт, и исходя из этого, мне казалось, что он просто изменил свою фамилию и сделал бренд. Многие бренды, которые у нас сейчас есть это фамилии основателей и такое объяснение для меня было довольно логичным.
Фил Найт, а именно так зовут главное действующее лицо Продавца обуви, сумел реализовать “сумасшедшую идею”. Он смог открыть рынок США для Японии и наладить торговлю обувью буквально “на коленке”. Его история — это яркий пример Американской мечты, которая привела к трансформации ведения бизнеса и наглядно показывает, что по крупицам создаётся что-то эпохальное и космическое. Его история – это биография фантазёра, который смог создать своё детище несмотря на признанных авторитетов того времени Адидас и Пума. Его компания стала ответом на гегемонию европейцев на рынке спортивной обуви.
Почему мне кажется, что Фил Найт – это американский самурай? Всё довольно просто. Он начинал творить историю компании с путешествия в Японию и на отцовские деньги приобрёл партию кроссовок японской компании Оницука, сейчас эту компанию вы знаете как Asics. Большую часть времени по созданию бизнеса он посвятил переговорам и внедрению инноваций своего наставника и тренера, который придумывал новые решения для комфортного и быстрого бега своих подопечных. Он строил Найки целых 14 лет, прежде чем эта компания получила своё имя и узнаваемый во всём мире логотип Swoosh. Да-да 14 лет, так как первоначально Фил руководил Блю Риббон Спортс, которая только через 14 лет стала называться NIKE.
История Фила Найта – это гимн всем тем, кто мечтает и кому говорят, что его мечты безумны. Да, в мире много того, что никогда не произойдёт. Да, не всем людям так повезёт, как повезло Филу, но я чётко запомнил, как на одном из совещаний Фил сказал своим партнёрам, что университеты не готовят великих продавцов обуви, новаторов и коммерсантов. Такие люди многого добиваются трудом, внутренним стержнем и уважением к единомышленникам. Вот такие люди творят историю и такие люди есть среди нас.