Иногда в комментариях показывают рисунки и спрашивают, можно ли их отнести к зентанглу. А не знаю, что ответить.
Дело в том, что зентангл — это не набор определённых узоров и даже не художественный стиль. Зентангл — это метод рисования. Метод, который имеет правила, где заранее придумано всё: от качества и размера бумаги и до марки и толщины линеров, от последовательности заполнения карточки до шагов в создании каждого узора.
Чёткие правила, рамки и последовательность шагов, как ни странно, способствуют свободе творчества. От рамок на плиточке легче оттолкнуться, выбрав направление рисования. Проведённые заранее струны дают ориентир, но при этом не ограничивают.
Но задача у правил и у зентангла не в создании красивых картинок. Они, скорее, являются приятным бонусом. Потому что зентангл больше не про рисование, а про медитацию. Сосредотачиваясь на линиях, чёрточках, завитках, перестаёшь думать о другом, полностью погружаясь в процесс. В этом цель. А не в том, чтобы что-то нарисовать.
Зентангл подразумевает, что ты не думаешь, как нанести разметку, не выверяешь струны, не сидишь и не думаешь о том, какой танго, куда поместить. Ты просто рисуешь.
Поэтому и цвет изначально всего один. Чёрный. Чтобы не сидеть и не выбирать, какую ручку взять.
А есть, например, зенарт.
Тоже рисование тех же самых узоров. Но иначе. Решая, что нарисовать, выбирая цвета, раскрашивая... Это уже стиль, который базируется на методе.
Такая вот разница.
На мой взгляд, начинать лучше именно с зентангл, потому как он — основа. И абстракции получаются у всех. Потому что в зентангле всё, действительно, просто.