Найти тему
Профессор риторики

СЛОВА ВЫСОКОГО СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА

КАК ГОВОРЯТ АЛЬФЫ: ВЫСОКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС В ВЕРБАЛЬНОМ ТЕКСТЕ ПОВЕДЕНИЯ

Вчера мы занимались "омегами" и знаем теперь, какие слова снижают социальный статус человека в любой среде общения. Естественно спросить: а что же "альфы"? Может, есть и такие волшебные слова, которые могут возвысить, а не опустить?  

Сразу отвечу: таких СЛОВ (как таковых = лексем) очень немного. Почти нет. Но зато есть очень отчетливые словесные (вербальные) ПРИЕМЫ, ТАКТИКИ И СТРАТЕГИИ, характерные именно для "альф". С их помощью альфы повышают свой статус и сохраняют его, удерживают. Давайте отметим основные. Возможно, и вы заметите что-то новое (вопрос очень мало изучен - мне даже не на что здесь особенно опереться). Сообщайте о своих наблюдениях в комментах! Итак.

1. СТРАТЕГИЯ "ОЦЕНОЧНОСТЬ". Как только мы попадаем "в поле альфы", чувствуем эмоциональную напряженность. Линии "силового поля" так и пронизывают. Чем выше социальный статус альфы, тем сильнее поле. Почему же? Ведь нередко мы от альфы, от "ее" отношения к нам реально вовсе не зависим. Но отчего-то кажется, что выбора (подчиниться/воспротивиться) у нас нет. И потому становится уж совсем неуютно. В чем же дело? Почему вообще вдруг возникает вопрос о власти даже в свободном, неформальном общении с таким человеком?

А потому, что "неформального" и "свободного" общения с альфами не существует - даже с близкими, ровесниками, давними друзьями они постоянно испытывают  

и себя, и партнеров "на прочность" (здесь рекомендуем пересмотреть фильм "Верные друзья", глубоко и полно отражающий проблематику иерархии и власти во всех сферах общения). Всякое общение становится "пробой" на первенство, вызовом. Так его выстраивают сами альфы, а они как раз мастера по выстраиванию, регулированию, расстановке. Так уж они устроены. Такая у них коммуникативная стратегия - стратегия власти. Просто этот доминирование и лидерство им органичны и структурируют все их поведение, в первую очередь речевое поведение. Это проявляется в первую очередь в гипертрофии стратегии ОЦЕНКИ. 

Оценивать партнера - как будто их роль, обязанность, работа, настолько последовательно и постоянно они это делают. Вы попали в их поле зрения и внимания - все. Чувствуете себя как колбаса на весах: как выглядите? Насколько свежи? Сколько весите? Какого сорта? Дороги или дешевы? Оценки начинаются с длительности устремленного на вас взгляда и заканчивается словесными формулами оценки: 

-Ну, вы сегодня молодцом.

- Вижу, вы недостаточно подготовились.

- Что, торопились? Заметно.

- Ну, ты у нас (у меня), как всегда, красавица. 

- Гениально.

- А вы умница.

Как видите, оценки прямые, личные, открытые (эксплицитные = словесно выраженные); они могут быть и (+), и (-), не в этом дело. А дело в том, что человек присваивает себе ПРАВО вас взвешивать на весах, как Осирис у входа в вечность. Это и есть властность. Это и ведет к реальной власти: ведь так он ставит себя выше вас: оценивает учитель, родитель, начальник - тот, кто выше в иерархии, какой бы она ни была. Откуда такое право? А ниоткуда. Это инстинкт власти или усвоенная с детства парадигма. СЛОВЕСНО это выражается в формулах оценки: каждое взаимодействие с партнером состоит из трех шагов: 

- Вопрос (его задает именно альфа).

- Ответ (отвечаете ВЫ, как ученик в классе на уроке).

- ОЦЕНКА (прерогатива альфы и только альфы): хорошо, молодец, правильно// плохо, дурак, неверно...

Так устроен диалог начальника с подчиненным, урок в традиционной школе, разговор родителя с ребенком, увы. Кто задаёт вопрос и оценивает ответ - тот и главный. Очень важно: альфа спрашивает, но не чувствует себя обязанной на все вопросы отвечать. Часто вопросы партнеров просто игнорируются, будто их и не было. Это еще один рычаг давления и выдавливания других в нижние этажи иерархии. 

Отрицательные оценки и их словарь у альфы многочисленны и разнообразны, положительные скупы. "Очень своевременная книга" - единственная похвала, которую смог выдавить Ленин, оценивая главный роман соцреализма - "Мать" Горького. Хвалить невыгодно; альфа осторожна. Выгоднее ругать или вовсе промолчать.

2. СТРАТЕГИЯ "ВИНА/ОТВЕТСТВЕННОСТЬ".

Эта стратегия "поиска виновных" настолько же не имеет под собой никаких оснований, как и первая стратегия, "оценка". 

Главное словесное средство такого поведения - вопрос "Кто виноват?!" В семье это проявляется так: этот вопрос = первая реакция "альфы" на любое отрицательное событие:

потек кран - "Кто кран перекрутил?" ; лампочка перегорела: "Кто у нас лампочки покупает?!", "Кто свет не выключает?!" и прочее. А вот если происходит что-то хорошее - это, конечно, заслуга мудрого руководства альфы. 

3. СТРАТЕГИЯ "ИРОНИЯ". Альфа выше всех: смотрит свысока, и даже настолько свысока, что может себе позволить - не юмор, нет. Иронию или сарказм. Юмор предполагает равенство, освобождает от иерархии и системы. Альфе это неорганично, даже прямо противоположно. А вот ирония - подшучивание сверху вниз - мощное средство социальной расстановки. Ирония "делается" просто, для этого и не обязательно иметь чувство юмора (да, как ни странно!) Берем реплику собеседника, выделяем ключевое (да и любое) слово, обыгрываем его, надстраивая на нем свой иронический ответ: посмотрите примеры в комедии Шекспира "Укрощение строптивой", где все посвящено борьбе за власть и решается в диалоге:

              Катарина

           Что за охота вам меня все время

           Приманкой ставить этим карасям!

                 Гортензио

           Что? Караси? Не для такой мы щуки.

           Повежливее следует вам быть.

Посмотрите: вся пьеса с начала до конца - веселые препирательства в борьбе за власть. Ключевое слово подхватывается и обыгрывается. В жизни диалоги с властью , к сожалению, не такие веселые.

- Что случилось с вашей лодкой?

- Лодка? Она утонула.

И журналист выглядит дураком. Ответ тривиальный, и только искушенный и властный человек сможет продолжить беседу на эту тему. Но журналист - вторая древнейшая профессия и сегодня отнюдь не четвертая власть.

4. СТРАТЕГИЯ "НЕСОГЛАСИЕ". Альфа никогда не согласится сразу, так устроена. Каждое предложение становится, как правило, предметом торга и возможностью для перетягивания канатов. Предметом сомнений и обсуждений. Альфы - прирожденные негативисты во всем, что связано с чужим мнением или чужой инициативой. Первый ответ - нет, за ним - все остальное. Альфа - это оппонент. Без этого свой статус не поднимешь. Выгоднее отрицать и порицать, чем согласиться и одобрить. Поэтому статус пропонента - того, кто открыто выступает с новыми предложениями или первым высказывает суждения - не для альфы. Предпочитается отрицание и критика. Критика и самокритика - один из принципов ныне забытого демократического централизма - основы устройства партии и всей социалистической системы. Связь этого принципа с борьбой за власть очевидна. 

Словарь "сомнения" и "отрицания" куда богаче, чем "принятия" и "согласия". 

"Посмотрим; возможно; подождем; подумаем; не все сразу; а как же то? а как же это?на первый взгляд неплохо, но только на первый" - и вот уже бремя доказывания и убеждения переложено на вас. 

Работайте! Альфа снисходительно оценит...

4. СТРАТЕГИЯ "ОТКАЗ".

Отказ - родная стихия альфы. Как отмечали современники, Николай II не умел выполнять роль царя, и первое, в чем это проявлялось, - его неумение отказывать. Он просто не находил для этого слов. Как мы уже видели, негативизм и "оппонентство" - важнейшие свойства-стратегии прирожденного или "выученного" альфы. Поэтому альфе трудно не отказаться, а согласиться. Словесные средства отказа всегда наготове, привычны и ранжированы в зависимости от ситуации. Это широкая палитра от прямого эксплицитного (словесного) отказа (нет; это неприемлемо; нецелесообразно; несвоевременно; невозможно, неконструктивно и проч.) до якобы похвалы (это интересное предложение, обдумаем; вы творчески подошли к задаче и т.д.) без прямого ответа. Скрытое сообщение (метасообщение) в последнем случае - тот же отказ. 

Мы описали сегодня только вербальные стратегии приобретения и удержания альфа-статуса. Дискурс-анализ и лингвосимволический анализ дают гораздо более серьезные и интересные практические результаты.

Мои онлайн-курсы по этим методам описаны в программах здесь, на телеграм-канале; на ФБ странице "ПИШИ И ГОВОРИ. Creative speaker&writer workshop", начало с 15.01.21; запись Вотсап 89266470658, zvanka@yandex.ru, в ФБ мессенжере Анна Михальская. 

#дискурс-анализ #обучение #риторика #русскийязык #речевое_поведение