Найти в Дзене

Довод (Tenet), 2020 провал или шедевр, решать только вам !

Инверсированная бондиана, или Захватывающий аттракцион на шатком льду теорий
Бородатый агент ЦРУ (Вашингтон), начиная операцию по предотвращению теракта в киевской опере, даже представить не мог, к чему приведет визит в столицу Украины.
А привел он к вступлению в ряды таинственной организации Tenet, целью которой стоит ни много ни мало спасение человечества.
От действий неких загадочных сил из будущего, собирающихся посредством одного русского олигарха стереть своих предков с лица Земли.

Новой работы модного постановщика Кристофера Нолана ждали с огромным нетерпением. Кристофер обещал показать нечто совершенно невероятное.
С точки зрения динамики и зрелищности ожидания Нолан не обманул. Но при этом, невзирая на что, что постановщик вроде как «вынашивал главные идеи «Довода» на протяжении более двадцати лет, и работал над последовательным улучшением сценария около шести или семи лет», в сценарии зияют огромные лакуны, недомолвки и несуразности.
Внешняя канва сюжета навевает стойкие ассоциации с бондианой. Несокрушимый спецагент с невозмутимой физиономией. Способный пережить любые пытки и навалять люлей полдесятку громил. Спасение мира. Перестрелки и драки. Путешествия по свету от Эстонии до Британии. Красивый антураж, богатые люди, модные катера и яхты, дорогие костюмы, величественные здания.
Динамика практически все время поддерживается на высочайшем уровне, экшен начинается буквально в первых кадров. Захват оперы, проникновения в небоскребы и закрытые зоны, взрывы самолетов, драки с бандитами и неведомыми субъектами, ограбления конвоев, погони и преследования, и эпичная финальная битва. Драйва Нолан подогнал по полной программе.
Сдобрено действие навязчивым, но исправно создающим напряжение саундом, огромным количеством пафоса, от которого начинает ломить зубы, выспаренными, чеканными фразами и словами.
Картинка радует глаз забавами с инверсированными действиями героев. Обратные перемещения людей, пуль и предметов. Поединки, показанные задом наперед. Взрывы, втягивающиеся обратно в землю. Складывающиеся и вновь вырастающие здания. Особо хороша финальная схватка, поданная глазами двух групп, находящихся во встречном движении во времени. Этот прием Нолан использует несколько раз, демонстрируя одну и ту же сцену через восприятие разных ее участников. Дым из под колес, волны из под носа судна, идущие в обратном направлении. Летящие вспять птицы. Такого мы, пожалуй, еще не видели. Красиво, необычно, завораживающе. Становится ясно и понятно, отчего Кристофер носился с этой идеей многие годы – спецэффекты, способы съемки впечатляют. И сразу понятно, что именно они стали каркасом, на который режиссер потом лепил сюжет. Впрочем, о дырявом сценарии мы еще поговорим.
Актеры подвигов не совершают, да и персонажей сильной стороной ленты назвать не удасться.

-2

Невнятный Джон Дэвид Вашингтон – не впечатлил ни разу. Понятно, что Кристоферу нужно было политкорректно отдать главную роль чернокожему, но если это лучший негр-актер относительно молодого возраста, которого отыскал Нолан – дело табак. 36-летний юноша достаточно деревянный, слабо эмоционирующий и не вызывающий особого сопереживания. Еще и действует временами глупее некуда, бросая все на карту ради внезапного чувства к долговязой девушке. Ну и ни о шлейфе роли ни о мотивации и речи не заходит.
Роберт Паттинсон радует степенью по физике, загадочностью и шикарной харизмой, изображая абсолютно обаятельного раздолбая, оказавшегося отличным другом и даже своеобразным «богом из машины».
Раскачавшийся Аарон Тейлор-Джонсон изображает уверенного в себе и самоотверженного боевого командира.
Элизабет Дебики выдает несколько неплохих эмоциональных сцен, при этом активно страдая по ребеночку от козла-мужа. Так же позабавил метод воздействия бандитского русского олигарха на супругу: обещания натравить на нее полицию и посадить в тюрьму. За ошибку, доказать злонамеренность которой еще надо постараться. Да ладно, вы уверены, что бандиты-олигархи действуют именно такими методами?
Но если не обращать на это внимания, в остальном у Кеннета Браны получился лучший персонаж картины. Зловещий тип, в начале фильма показываемый как некое воплощение зла, не имеющее лица. Безжалостный убийца, тиран и деспот способный на ужасные вещи. Опаснейший мужчина, невозмутимая маска которого может в мгновение ока смениться взрывом бешеной ярости альфа-самца, не терпящего ни малейшей непокорности. Считающий, что если он не может владеть человеком или вещью, им не будет владеть никто. Шикарный образ – один из лучших злодеев последнего десятилетия.
А за любимого Ноланом Майкла Кейна у которого тут ровно одна сцена, с его контрольным пакетом британского снобизма, простое человеческое спасибо.
Теперь имеет смысл поговорить о научной основе фильма, и о сценарных дырах ленты, изрядно портящих восприятие.
Постановщики затронут в ленте любимый фантастами «Парадокс убитого дедушки». Пройдутся по теории Наблюдателя, причем перенося ее из микромира в наш. Не заморачиваясь тем, сколько энергии понадобится, чтобы вытворять с пулями, то что наблюдатель делает с элементарными частицами.
Упомянут тему ответственности нас сегодняшних за состояние планеты. Ответственности перед будущим, которое может потом спросить со своих предков за их косяки. По всей строгости военного времени.
Нолан в «Доводе» опирается за интересную теорию обратной энтропии и нелинейности времени. По его фантдопущению (частично основанному на некоторых разработках ученых мужей), передвижение во времени возможно не только из точки «А» в точку «Б», но и обратно. Причем не только для людей, но и для предметов.
Начнем с того, что в картине изображено именно что линейное время, просто линеечки в фильме две – туда и обратно. Все это действо обзывается умным словом инверсия (обращение, перестановка), подразумевая, наверное, смену направления объекта во временном потоке. Нолан разбрасывается терминами и прочими претенциозными, научными словами, которые далеко не всегда объясняют происходящее, а порой выглядят абсолютно неуместными и неуклюжими попытками натянуть сову на глобус. Причем тут, к примеру, обратная радиация? «Можно стабилизировать обратную радиацию — инвертировав пациента» — вот чего вы сейчас сказали?
Вдобавок, в большинстве своем, о наполнении теории Нолана зрителю придется догадываться и строить предположения. Ведь полного рассказа о фантдопущении Кристофера мы так и не дождемся. Недомолвки, недосказанности, начатые и незаконченные фразы, обрывки информации, туман и многозначительные обмолвки – максимум, на что расщедрится постановщик. С одной стороны это ненаказуемо – дает обоснование пересмотреть некоторые моменты ленты, покопаться в источниках, поспорить и пообсуждать научную основу картины. С другой – хотелось бы все же более цельной картины того, что стало краеугольным камнем сюжета.
Но это не самое плохое. Гораздо хуже, что постановщики путаются в показаниях, внезапно нарушая свою же картину мира, и от фонаря вводя в сюжет то, что до этого не постулировалось и казалось невозможным.
Сперва нам говорят, что путешествие в прошлое происходит лишь в виде инверсии – когда человек не может дышать воздухом былого (кстати, с какого перепугу? «Обычный воздух не пройдет через мембраны инвертированных легких» — как-то неубедительно), находясь во встречном движении к обычному временному потоку и населяющим его людям/предметам.
Потом, вдруг оказывается, что это не так. И прыгать назад можно как в инверсивном состоянии, так и в обычном. Дратуйте! На кой тогда все эти забавы с инверсией, если вы можете просто перемещаться обратно, дышать нормально, и чувствовать себя в былом, как дома? Тока себя любимых из прошлого руками не трогайте.
На этом фоне другие нелогичности, как то: пофигизм охраны плутониевого каравана, в упор не обращающий внимания на то, что их зажимают в клещи, таскание плутония из Украины в Эстонию etc, смотрятся со снисходительностью.
А на захват киевской оперы (снимаемый в Эстонии), явно опирающийся на Норд-Ост, хочется пожелать душке Кристоферу «твои речи тебе на плечи». У себя в Америке развлекайтесь подобными вещами – к нам их тянуть не нужно.
Зрелищный, динамичный, пафосный блокбастер в духе бондианы с оригинальными и впечатляющими «обратными» съемками. А вот к сценарной и «научной» части вопросов хватает. Что особенно странно в свете многих лет работы постановщика над сценарием.

Режиссер: Кристофер Нолан
В ролях: Джон Дэвид Вашингтон, Роберт Паттинсон, Элизабет Дебики, Кеннет Брана, Аарон Тейлор-Джонсон, Клеманс Поэзи, Фиона Дуриф, Майкл Кейн, Химеш Патель, Эндрю Ховард, Уэс Чэтэм, Юрий Колокольников, Димпл Кападиа

P. S. Любопытно, ждет ли нас вторая серия? «Заманух» на продолжение осталось с лихвой. Впрочем, Нолан (если не считать Бэтмена) сиквелами не страдает.

Всем до скорого !!!

  • Подписывайтесь
  • Ставьте лайки