Много лет назад я купил смартфон. Возможность отправлять электронную почту, искать факты или покупать что-нибудь - это было невообразимое повышение производительности труда.
Каждый раз, когда я получал электронное письмо, телефон издавал звуковой сигнал, и я справлялся с делами и гордился своей эффективностью.
Тексты прибывали с тонами валторны и отправлялись аналогичным образом. Вскоре, я тянулась к прибору каждый раз, когда он издавал звук, похожий на слюноотделение собаки Павлова, когда она слышала колокольчик. Это стало мешать работе и разговорам. Электронный аппарат казалась чудесным слугой, но постепенно я стал ее рабом.
Видео: Дед Матвей и малахит Урала.
Я всегда гордился своей волей. Когда я попытался переключить телефон на молчание, я стал проверять его, возможно даже чаще, на всякий случай.
Единственный раз, когда мне удалось устоять, это во время срочной работы, когда я не читаю электронную почту. Но я следил за часами, считая часы до тех пор, пока не смогу включить эту штуку. Впервые я смог представить, каково это - быть курильщиком, жаждущим сигареты. Проверка смартфона стала дурной привычкой, которую я не мог сломать.
Привычки, хорошие и плохие, давно увлекали философов и политиков.
Цицерон назвал привычку "второй природой", фразу, которую мы используем до сих пор. И когда Александр Гамильтон, в статье газеты, размышлял о том, как создать граждан, которые будут подчиняться федеральным законам новообразованной республики, он использовал еще одну пословицу: "Человек - это существо привычки".
В современную эпоху привычки стали важной областью научного исследования. Психологи изучили генезис привычного поведения и его влияние на здоровье и счастье. Уильям Джеймс, вторя Аристотелю, писал: "Вся наша жизнь, насколько она имеет определенную форму, является всего лишь массой привычек, практических, эмоциональных и интеллектуальных... несущих нас неотразимо к нашей судьбе".
Немногие из нас любят думать о себе в таких пассивных терминах. А как же сила воли? Маркетологи льстят нашему чувству такими лозунгами, как "Просто сделай это" (Nike) и "Объяви свой путь" (Новый баланс).
Видео: Загадка туристы и инспектор.
Популярная психология также укрепляет нашу веру в самоконтроль. В знаменитом стэнфордском эксперименте с зефиром, разработанном Уолтером Мишелем в шестидесятых годах, дети сидели одни перед зефиром и забивали себе голову, не сопротивляются ли они его съесть.
Полученное в результате определение уровня "исполнительной функции" ребенка, якобы различает победителей и проигравших в жизни, предсказывая такие вещи, как производительность, длительность отношений и карьерный успех. Но как это может быть, если человек просто существо привычки?
В "Хороших пристрастиях, плохих пристрастиях" (Farrar, Straus & Giroux) социальный психолог Венди Вуд опровергает как детерминизм Джеймса, так и его громкие увещевания о том, что нужно быть проактивным, и стремится дать читателю более реалистичные идеи о том, как избавиться от привычек.
Опираясь на свою работу в этой области, она видит задачу поддержания положительного поведения и подавления отрицательного, как включающую в себя взаимодействие решений и бессознательных факторов.
Наши умы, объясняет Вуд, имеют множество отдельных, но взаимосвязанных механизмов, которые направляют поведение.
Но мы знаем только о нашей способности принимать решения - феномене, известном как "иллюзия самоанализа", - и, возможно, именно поэтому мы переоцениваем ее силу.
Видео: Пион распускается.
Вуд пишет, что чувство свободы действий, которое мы воспринимаем как "я", стоит усилий, но, чтобы жить своей обычной жизнью, мы делаем некоторые поступки автоматическими.