Расставлены по дате выхода, чтобы по справедливости.
Второй сезон "Содержанок"
Лучше, чем первый и даже не спорьте. Получился глубже, полнокровнее и интереснее; что было набросано мазками довели до ума в полноценную картину. История про отчаянную нелюбовь и разруху в долговременных отношениях превратился в практически в манифест об одиночестве и пресловутой дырке в груди, которую затыкают кем попало и мира это не приносит. В мире придуманного высшего светского общества гораздо проще показать насколько же странная мысль - не иметь партнера вовсе. Разойтись, если нет никаких чувств - немыслимо. Не играть в социальные игры - кощунство. И вот прекрасные дамы и господа в деталях покажут, почему от этого всем так тошно.
Вся любовь режиссёру-постановщице Дарье Жук.
"Триггер"
На первый взгляд - классический кейс "серия-дело + арка сезона" с одиозным неоднозначным главным героем, который на этот раз у нас психолог с провокативным методом. Но совы не те, чем кажутся, а времена циничных социопатов, которым подтирает задницу очередь из любящих друзей (а они в ответ вытирают о друзей ноги), а все просто в восторге от их сомнительных талантов, действитльно прошли. История про обычного человека с необычной работой, проблемы с семьей, как краеугольный камень бытия и практически ненавязчивая метафора о вечной жизни на работе. После просмотра захочется позвонить родителям, записаться к психологу и крепко обнять Максима Матвеева.
Ну и пожать руку оператору, выстраивающему потрясающие крупные планы.
"Последний министр"
Помог нам не отъехать кукухой во время первой волны локдауна. История про человеческую натуру и превратности судьбы, которые преломляются в бесчеловечном и немного нереальном гос-аппарате. Заходят как-то Аарон Соркин и Паоло Соррентино в вертеп и вот там... Нет, на самом деле Роман Олегович Волобуев прививает живое на неживое и с интересом энтомолога наблюдает за бурлящим результатом. Невероятно обаятельные герои заняты активным ничегонеделаньем в министерстве перспективного развития и всё это страшно смешно. Россия - наше отечество, смерть - неизбежна.
"Внутри Лапенко", 2-й сезон
Мы его звали и он вернулся.
Проект Антона Лапенко и Алексея Смирнова в этом году просто вырвался из берегов и несет сам себя на волнах постиронии. Уже начал выходить третий сезон - спорное с многих сторон решение, - но давайте сначала о втором. В первом веселые скетчи с обаятельными усатыми персонажами из инстаграма превратились сначала в полноценную связанную историю, не особо осмысленную, но милую, а во втором обрели цельность и какую-никакую идею. Вселенная Лапенко, полная наивных воспоминаний о 90-х и подсмотренных странных образов людей, очаровывает тех, кто готов ею очароваться и говорит на своем особом языке, запинаясь и перескакивая с мысли на мысль как главный герой Инженер. Добро мультяшное, зло ненастоящее, смерти нет - зато есть Катамаранов. Чтобы вернуться и ворваться в Городок достаточно всего лишь зайти на ютуб.
"Чики"
Прорыв года, который на своих плечах вынесла группа отважных людей во главе с Эдуардом Оганесяном и Ириной Горбачёвой.
История про четырех проституток, которые хотят всё бросить и открыть фитнесс-клуб содержит в себе множество других под-историй, раскрываясь постепенно, как матрёшка. Здесь и история о провинции, рассказанная с любовью, и невозможность выбраться из порочного круга, и женская дружба большой компанией, и ложь, и ревность, и любовь. И незримое дыхание бога в затылок. Сюжет раскрывается как луковица, с каждым слоем становясь и сложнее, и проще. Сами ли мы творцы своей судьбы, кто кого спасает, кому достаточно спички, чтобы разжечь пожар, а кому нужно принести великую жертву во имя спасения ближних.
"Просто представь, что мы знаем"
Неоновая четырехсерийная комета, которая оказалась тоже совсем не про то, про что все подумали.
Попытки снять современную журналистику сколько-нибудь правдиво обречены заранее, а потому Волобуев снимает про неправду делая ее очень похожей на правду маленькими деталями, на которые все и отвлекаются. Но дьявол здесь не в деталях, а в задумке. История про созависимость и несвободу, потому что именно этим сейчас журналистика и является. Современные журналисты разных поколений крутятся, как белки в колесе в чумной неоновой ненастоящей Москве и только пробуют натяжение своего поводка, и пытаются не споткнуться о чужие.
Еще раз спасибо за работу богичной Екатерине Щегловой, ее неон - самая любимая моя вещь в этом году.
"Хороший человек"
Однажды к громким премьерам перестанут делать поганое промо, напирая на "историчность" происходящего и у всех отвалится жопа.
Ладно, бог с ним. Детектив, в котором мы с самого начала знаем злодея и предвкушаем стрёмный финал. Пускай ХЧ и основан на истории ангарского маньяка, но чем дальше в лес, тем гуще и тем больше этот сюжет отрывается от первосточника куда-то в свою вселенную. ХЧ на самом деле не про маньяка, этот сюжет нужен лишь для того, чтобы как можно более доходчиво показать, что человек застрявший в собственном мучительном паттернне превращается в ничто. Он приносит горе и другим, и себе и можно бы назвать его чудовищем, но он на самом деле ничто. Ничто не спасает даже любовь. Такая вот невеселая сказочка, зато правдивая.
"Шерлок в России"
Комикс-кроссовер между любимым народным сказочным персонажем (Шерлоком Холмсом) и любимым сказочным нуарным городом (Петербургом). Концепт русского безумия для самых маленьких, концепт любви к родине через призму взгляда обаятельного иностранца, концепт своего клана и того, что можно ради него сделать. Как говорилось в другом мастерписе, что есть Асгард на самом деле? Люди.
Прекрасный актерский состав и интереснейшие визуальные решения, начиная от света и построения кадра, заканчивая мультиком-легендой.
"Перевал Дятлова"
Многогранная история о коллективном посттравматическом синдроме и чувстве вины, которое не дает двигаться дальше. Самый неожиданный и человечный ракурс на трагедию дятловцев, история, которая как бы про смерть, но на самом деле про жизнь и то, что делает эту жизнь действительно наполненной. Невероятные операторские решения и пост-пост мета-мета в сюжете, но это не картинка просто ради того, чтобы было красиво, а ради попытки установить связь между вещами как будто бы и не связаными, и простить себя.
Снова сердца летят визуальному цеху.
"Псих"
Тяжелая, но слишком искусно сделанная история чтобы не упомянуть ее в этом списке. О кризисе среднего возраста, о наслоении разных кризисов, о синдроме "сапожник без сапог", когда психолог может помочь всем кроме себя. И об эмпатии и ее отсутствии.
Холодная пустая Москва, слишком одинокие люди и бьющий по нервам саундтрек (большой привет Скриптониту).
P.S. Смотрите новогоднюю серию "Последнего Министра" - это почти рождественская серия "Доктора Кто", только НАОБОРОТ. С наступающим, да пребудет с вами Сила.