Игровая индустрия в 2020 была шумной как никогда. Кажется, что релизов было не так уж много, но на самом деле их было достаточно, просто шум с одних напрочь перекрывал другие. Ну а чего стоило ожидать от года, который открывал Warcraft 3: Reforged. Да, помните ещё такой? А то, что в этом году новая Half-Life вышла? А Doom Eternal, сливы TLOU2, врущих критиков? Metacrtic в этом году убедительно показал, что оценки критиков, да и оценки вообще - это уже ничто, пустое место.
Ах да, ведь ещё новое поколение консолей вышло, прошло много скучных онлайн конференций. Случился BLM и онлайн индюхи, заработавшие больше чем некоторые ААА-проекты. Ну и наш любимый Киберпанк. А ещё Epic Games решили начать революцию - в общем, давайте-ка по порядку вспомним всё что было. И посмотрим куда повернула индустрия в 2020. Приготовьтесь много читать, пожалуйста, я очень старался.
Танцы на костях или ремейки 2020
Warcraft 3: Reforged пробил дно Metacritic 28 января этого года. Много надежд было направлено на этот ремастер - много лиц сломалось об него же. Получился у Blizzard своеобразный бесплатный даунгрейд для тех, у кого уже была куплена игра. Там был и проблемный FPS, и чистка многих интересных деталей, которые были в оригинале - короче полный набор. Был даже небольшой скандал, мол у одного игрока был на столько слабый комп, что Warcraft просто перестал запускаться, а откатить это "обновление" уже было нельзя.
Как итог - ещё большее падение рейтинга Близардов, разбитые сердца. Стало ясно, что ремастер этот они делали только чтобы потрясти своих старых фанов. Потрясли.
Сейчас эта история уже и не выглядит особенно, но в начале года только об этом и кричали. Все мы думали, что круче Близардов зафейлить уже никто не сможет. Ну типа ошиблись.
Ведь потом под шумок анонса ремейка Mafia, вышли ремастеры 2 и 3 Mafia, тоже сделанные через одно место, но при этом обе игры увеличились в цене. А после вышел и ремастер Crysis, который на максималках теперь и 3090 RTX не вытянет - это при том, что графика стала не сильно лучше. Надеюсь, подобная участь не постигнет готовящиеся к выходу ремастеры Mass Effect и Bioware не устроят подобный танец на костях "лишь бы продать". Хотя там вроде готовятся серьёзнее, да и должны уже понять, что продать "плохой" товар один раз можно - но потом проблем не оберёшься.
Подростковая драма или как правильно использовать язык.
А потом грянул гром коронавируса и начались переносы. Хотелось бы верить, что из-за пандемии, но история с Киберпанком показала, что переносы - это ещё один хитрый маркетинговый трюк. Ведь чем раньше ты поставишь дату, тем скорее начнёшь собирать предзаказы. И конечно тем больше подогреешь хайп вокруг игры. Но давайте сейчас про TLOU 2.
Уф, я бы хотел дать Нилу Дракманну (главному сценаристу The Last Of Us 2) статус главного тролля года, но CDPR кажется отберёт его. Хотя Нил очень старался и не совсем понятно, гениальный он тролль или в один момент просто немного поехал на теме TLOU 2. Так или иначе его творение показало - и это не внезапность - критики нынче критикуют игры совсем не за их интересность и геймплейные составляющие. Толерантное время, господа.
А началось всё с переноса. В конце мая игра должна была выйти, но из-за коронавируса не вышла. Отложили на неопределённый срок. А потом - бам! И в интернет сливают самые засекреченные моменты, которые сплойлерят половину сюжета игры. Sony в шоке, Naughty Dog в шоке, Нил Дракманн ослабшими пальцами пишет в Твиттер: "Кто-нибудь позовите врача!". Ладно, это шутка, хотя в адрес хейтеров сюжета TLOU 2, которых появилось после слитых кадров много, он высказывался конкретно. Мол куда простофилям понять гения. Чем ещё больше подогрел публику.
Дата релиза появилась сразу после сливов, но игру уже ждали ехидно посмеиваясь и поплевываясь ядом. Было за что: сильных женщин и ЛГБТ в игре поджидало много. Скажу, что к Эбби ну никак чувствами пропитаться не удалось, не смотря на её 10-часовое присутствие на экране, а лесбийские отношения между Элли и Диной оказались довольно слабенькими. И я ведь не против совсем, но они действительно оказались неинтересными. А персонажи странными. Про концовку... не будем. Я не великий сценарист, мне не понять. Но сюжет слишком уж подростковый, единственный сильный момент - в начале игры.
Но критики в своих обзорах всё это сгладили, игре был поставлен высший балл за её прогрессивность. Некоторые парни с YouTube тоже как по бумажке подправляли положение. Но пользователи посчитали совсем иначе. Дно Metacritic оказалось двойным. Там и сейчас пользовательская оценка 5.6 баллов, а была 3.2. По-моему немного абсурдно, ведь как игра (не как сюжет) TLOU 2 заслуживает большего. Но разъярённых пользователей не остановить.
Впрочем, это не помешало ей взять большинство наград The Game Awards 2020, в том числе главную. За актёрскую игру приз получила Эбби, кстати. Да. И знаете, дело даже не во внешности, дело в харизме, которая у этого персонажа напрочь отсутствовала. И так не только с Эбби, там почти все персонажи как хомяки. В первой части таких проблем не было.
Впрочем, знаете что? Мне кажется, что проверку временем TLOU 2 пройдёт. Скандалы забудутся, плохие впечатления сгладятся - и вот перед нами уже старая добрая Элли мстит Эбби на протяжении 20 часов, а мы в это время пускаем ностальгическую слезу и умиляемся тому, как же хорошо было раньше! Ведь кроме сюжета там есть ещё целый прекрасно воссозданный мир. Да и все эти скандалы даже положительно повлияли на игру: её до конца прошло аж 50% игроков - это очень много.
Проснись, Самурай - у нас тут 30% налог. Или история борьбы.
То, что вытворяли Epic Games в этом году, а именно подразделение отвечающее за их магазин - EGS - достойно похвалы! Тим Суини всегда рвётся вперёд, если речь идёт об оздоровлении индустрии и денег ему на это дело было не жалко. На тему EGS у меня была большая статья, довольно ядовитая, как я сейчас посмотрю, но можете потом почитать.
Чем же нас удивили Эпики. Ну конечно же раздачей GTA 5 абсолютно нахаляву. Мы это любим. Правда некоторые недовольные игроки насовали ей отрицательных отзывов в стиме: мол Габен, кто такой этот EGS и чо происходит? Зачем я 5 лет назад деньги тратил, возвращай!
Вообще EGS подарили много игр, причём довольно дорогих, дабы привлечь пользователей на свою платформу. Борются с жадным Габеном и его 30% налогом, который он накладывает на бедняг разработчиков. У EGS всего 12%. Но как по мне: их магазин не слишком то дружелюбен именно к пользователю. Мало функций, до сих пор нет нормальной обратной связи, возможности оставлять отзывы. Впрочем, что ещё можно было услышать от человека, который уже давно продал душу Габену.
Но скажу, что и способ для привлечения они выбрали не самый лучший. Мы ведь быстро к халяве привыкаем. А к такой большой - ещё быстрее. Но кошелёк у Эпиков не резиновый. А потому под их новогодней раздачей уже было много мемов, мол: "А где же мой AC: Origins или Doom Eternal, чего вы тут всякую индюшатину суёте?". Смешно, но незадолго до раздачи некто и правда слил в интернет фейковый список новинок, которые будет раздавать EGS. Список на деле оказался не такой блистательный, а ведь некоторые и понадеялись.
Но борьба с Габеном это далеко не единственная борьба, которую начал Суини. Ещё он решил пойти против Apple и Google. У них ведь тоже 30%. А у Epic Games Fortnite, который сидит в их монопольных магазинах. И со всех внутриигровых покупок эти чёртовы капиталисты забирают себе денежку. Эпики решили систему обойти, за что Фортнайт тут же практически полностью вылетел с мобильной платформы. Суини в Твиттере призвал к революции, выпустили ролик, который должен был разжечь огонь в игроках. Поддержку позиции Epic выразил Цукенберг, Дуров и другие, но быстрой революции не вышло. Пошли судебные иски, борьба затянулась и тянется до сих пор.
А игроки от этого только потеряли. Да и вряд ли на бюджете Epic Games удаление их "коровки" скажется хорошо, ведь мобильный рынок приносит ОЧЕНЬ много прибыли. Монополия Apple, Google и т.д. - это вредно, если посмотреть с одной стороны. Очень может быть, что Тим Суини хочет стать нашим Джонни Сильверхендом и подорвать этим монополистам задницы, но... Те, кто уже прошёл Киберпанк знают, что в конечном итоге меняется мало. Да и хочет ли Суини быть Сильверхендом до конца?
Рок-н-ролл, детка! Или как стать молодым миллионером
Стримы, стримы, стримы. Сколько раз за этот год слышали про стримы? Много скорее всего, ведь Twich сейчас переживает свой "золотой век". Денег стало много, молодых звёзд тоже. Историй и скандалов эта платформа за год породила рекордное количество. Но мы сейчас не об этом. Ведь как платформа, Twich стал ещё и прекрасной пиар площадкой, взрастившей в этом году много игровых проектов. Стримеры теперь те же пиар-менеджеры. Компании платят им деньги - они играют в игры. И чем интереснее они это делают, тем больше шансов у игры стать популярной. И не только у игры.
Valorant, Fall Guys, Warzone, Phasmophobia, ну и звезда - Among Us. Всё взлетело благодаря стримам и стримерам. И заметьте, все игры про онлайн. Индустрия всё больше уходит мультиплеер, ведь там и деньги, и игроки сами друг друга развлекают. А вообще в этом поле всё больше ориентируются на детей. Ведь детей много. У детей есть родители с деньгами. Как итог - дети двигатель индустрии, ха-ха! Реальность показывает, что условно бесплатные онлайн игры с внутриигровыми покупками приносят в разы больше, чем одиночные сюжетки. Больше тут и говорить нечего.
Впрочем, с игроками тоже происходят некоторые изменения, но об этом в конце.
Это солидарность, брат... И никакого лицемерия.
BLM. Казалось бы, при чём здесь это? Это где-то там, в Америке, и вообще не про игры. Ну да, но поддержали это движение многие компании, в том числе и игровые. Смешнее всего было наблюдать, как например Sony и Microsoft выражают поддержку, переводя деньги движению, в то время как самые активные "движенцы" громят их же магазины и тащат консоли с полок. Но да мы же понимаем, что Большим Братьям... компаниям всё равно, денег у них много, но вот по простым частникам это ударило.
Да и обычные игровые компании молодцы. Вроде Take Two, Blizzard, теперь уже и CD Projekt RED, и другие. Поддержали, скинули денег, всё как полагается. А потом пошли дальше варить свою лапшу, повышать гонорары маркетологам и заставлять обычных разработчиков кранчить. Вот и вся суть этих самых... корпораций.
Как же их там... Косули, Сонсоли, Филл Спенсер - Консоли!
Ну а мы давайте перейдём к консолям нового поколения! Ух, шуму то сколько было. А на деле пшик - во всяком случае пока. По-моему. Я не буду разбираться, что всё-таки лучше - Коробка или Плойка - скажу лишь что сейчас обе выглядят не слишком убедительно. Ну, разве что бюджетная версия Бокса и их подписка это интересное предложение. В остальном же переход на новое поколение явно задержится.
Игр то нет! Да и консолей, как показывают реалии не хватает. Игроки всё ещё с охотой берут прошлое поколение сотнями тысяч экземпляров, в то время как новеньких едва хватает на то, чтобы удовлетворить пару с десяток тысяч заказов. Не подготовились Большие Дяди к спросу. Это я конечно про Sony, ведь они лидируют по продажам и до сих пор привержены старым идеалам. У Майков скупают не так охотно. Дядя Спенсер сошёл с пути Самурая: двигается конечно грамотно, но идеалы старой консольной школы предал. Впрочем, Microsoft это ведь и ПК тоже, так что в порядке.
Но видели вы их конференции в этом году? Вообще, так как пандемия сорвала все большие мероприятия, то многие компании решили провести их самостоятельно в режиме онлайн-конференций. И я могу уверенно сказать - этот год был скучнейшим в плане этих самых конференций. И анонсов, которые сделали на них. Сплошное пресное инди-инди-инди. И всё для детей. Как по мне: ни Майки, ни Сони не убедили своими релизами покупать их консоли. Ну что там, реинкарнация Demon Souls и Афро-Паук, в котором подсыпали снега? Или невероятное продолжение Halo? Спасибо, пока что посмотрю со стороны.
Другие компании тоже не осыпали нас горами годноты. Видимо решили припасти на следующий год. Ну разве что анонс нового Resident Evil выглядел впечатляюще. Ну ещё The Callisto Protocol от разрабов Dead Space. А так... Скучновато, хотя может быть что-то я и забыл.
Оно.
Впрочем, в этом году и не нужны были никакие релизы, ведь все мы с нетерпением ждали лишь одного. Того самого, который перенесли аж 3 раза за год. Я ведь не ошибся? Нет, проверил. Ну... Что тут сказать. Если вы упорно прочёсывали каждую новость об этой игре, то возможно слышали о тревожных новостях перед релизом. Тогда появлялись строчки о переработках разрабов, анонимные источники писали что в игре по выходу будет куча багов и приведут её в состояние, может, через два месяца после релиза. Мы это ещё в конце января увидим
Ноо... Всё ещё звучит не слишком убедительно, после того, что сочинили CDPR, да? А сочинили они вот что: первоначальная дата релиза Cyberpunk 2077 - 16 апреля 2020 года - изначально не рассматривалась главами CDPR как точная. Они понимали, что игру выпустить не смогут - она не доведена. Ну просто сказали, чтобы предзаказы начать собирать, а чо? Разработчиков перевели на 6-дневку, чтобы не расслаблялись, а пиарщики продолжали раскручивать игру. Надо сказать, что даже они перед релизом сбавили обороты и начали вбрасывать инфу о том, что "мы конечно обещали, но чуда не ждите".
И эти же главы компании знали о состоянии игры на консолях, но на обзоры пошла ПК версия игры, а консольную было попрошено не трогать. При этом сертификацию у Microsoft и Sony Киберпанк как-то прошёл, видимо тоже на честном слове. И всё это сейчас вылилось в пиар катастрофу. Дно Metacritic оказалось тройным и вообще его в этом году можно начать списывать со счетов, потому что моральная стоимость оценок как-то обнулилась. В чем их смысл, если под критиков можно подстроиться, или наоборот подстроить критиков под себя. А пользователи под влиянием скандала могут оценку занизить, либо наоборот. А игра то по сути и не виновата, что её раньше времени выпустили. Она потом выстоится и ещё мало ли шедевром начнёт через время считаться. А дополнительный прайс разработчиков как раз зависит от оценки Metacritic.
А CDPR теперь получает по башне: обычные разработчики продолжают кранчить, выпуская патчи пачками, а на глав летят судебные иски от инвесторов. Ввели игроков в заблуждение с целью получения выгоды. Так как вся CDPR стоит на инвестициях, то есть живёт за счёт акций, то есть живёт за счёт чужих денег, то для неё это очень плохо.
В начале следующего года уже обещают бесплатное сюжетное дополнение к игре. Не удивлюсь, если оно изначально было её куском, просто не успели вставить.
И то, что осталось.
Ещё из хорошего в этом году: Bethesda, а точнее id Software подарили нам Doom Eternal. Не обошлось без скандалов: поругались с Миком Гордоном - главным звукарём, на треках которого рос Doom. Жадность Bethesda тоже дала о себе знать - в игру был добавлен боевой пропуск. У меня по этому поводу есть статья, тоже ядовитая - если вам понравился Дум, то не портите себе новогоднее настроение. Игра неплоха, но я так и не прошёл: через пару часов надоело по платформам прыгать. А Беседку кстати Майки выкупили.
Valve подарили нам Half-Life: Alyx. Ну... не всем нам, а только купившим шлемы VR, желательно Valve Index. Габена поругали за его жадность, мол наживаешься на фанатах. А сама игра смотрелась хорошо. На ютубе. Впрочем, в этом плане я за любой движ, только бы они наконец продолжение выпустили.
Для обычных смертных вышел ремейк первой Half-Life - Black Mesa. Безупречный, вопросов нет.
Ах, ещё ведь вышли ремейк седьмой Финалки и ремейк третьего Резидента. И ремейк первой Мафии. В отличие от ремастеров, эти ребята порадовали гораздо больше. Первый поругали только истинные фанаты, мол "чего вы нам тут по мимо графики и механик ещё и сюжет поменяли?" А Резидент поругали за непродолжительную компанию и отстойный мультиплеер, в который ещё и донат запихали. При том, что сама игра стоила как и ремейк второй части, который длиннее в три раза. Честно говоря, Мафия вообще мимо меня прошла. Но вроде отзывались хорошо, разве что говорили, мол характеры у персонажей поменялись. Ну, столько лет ведь прошло...
И про Assassin's Creed Valhalla я не забыл. Правда, сказать о нём нечего. Ну разве что игра вышла вроде неплохой (я не играл) и с донатом в виде бустеров опыта и платных сетов. Игра одиночная, но для Ubisoft это уже-е-е... нормально?! Ха-ха, кстати бустеры опыта они добавили только через месяц после релиза игры. Подождали, пока все запилят обзоры и выскажутся.
А нам пора идти дальше.
А вы знаете, 2020 ведь и правда был шумным, а? Подкинул достаточно тем для обсуждения. ААА индустрия вроде как вся из себя взрослая и богатая стала, но и в грязь падает теперь - с размаху, так что весь интернет после ещё месяцы бурлит. Компании научились нанимать хороших маркетологов, научились заносить денег кому надо, научились обещать - но вот с исполнительностью то и дело что-то идёт не так. И прочитав мою статью можно подумать, что и игр то хороших не выходило в этом году - все во что-то вляпались, всех облили помоями с ног до головы. Лишь скандалы, скандалы, скандалы.
И вот тут я хочу сказать ещё кое что - изменились и игроки. Нас стало гораздо больше, мы выросли, но общее "качество" снизилось. Мир, он нынче очень быстрый: работа, учёба, там что-то сделать, тут что-то посмотреть - отовсюду лезет какая-то информация, тонны информации. И вечером ты уже садишься такой уставший, что и играть то во что-то лень. А не лучше ли посмотреть стрим, или видос на YouTube, где играет кто-то другой. Не спроста ведь эти площадки стали столь популярны. А там что-то увидишь, что-то услышишь - и вот у тебя уже представление об игре в целом сложено. И если сюжет там не очень, то да, это сразу понятно. Но ведь игра это на то и игра, что в ней ещё есть геймплей. А его не ощутишь в полной мере просто смотря стрим. Нет, мой дорогой Читатель, мы то с тобой всё ещё хардкорные геймеры и пробуем всё сами. Но проблема явно появилась.
Игровая индустрия уже давно перестала быть чем-то локальным. Вот вышел Киберпанк и уже все его форсят: паблики ВК, какие-то сайты - не все даже отношение к играм имеют. И порой когда заглянешь в комменты - то просто ужасаешься тому, что там пишут. В топе обычно "игра го*но", или около того. Хейтить ныне явно в моде. Но так же задаёшься вопросом, а многие ли играли сами? Или просто подхватили и понесли? Слишком много информации, не успеваем всё проанализировать и хватаем что попадётся.
Ну а вообще я сейчас просто пытался Киберпанк выкрутить, ведь игра то на самом деле действительно шедевральная, просто с пиар-менеджерами чуть-чуть не повезло, ну а чо?
Ладно, что показал этот год:
- Metacritic больше не имеет веса
- Интернет-критики, лидеры мнений - покупаются и продаются (знали и раньше)
- Батл-рояль как жанр затихает
- Мобильная игра с крутой идеей может заработать больше ААА
- Рынок онлайн игр и мобильный рынок игр растут
- Чтобы получить титул игры года, в ней должно быть много сильных, естественной красоты женщин, желательно лесбиянок. Мужики идут мимо
- От любви до ненависти один шаг
- Монополию 30% победить не так уж и просто
Киберпанк 2077 вышел в свет, а чего теперь ждать то? DLC к нему, наверное. Ну, кстати Resident Evil 8, почему бы и нет. Что ждать от 2021 года вообще? Ух, игровая индустрия явно дала нам всем знать, что может удивить. Этот год вообще показал, что мир вполне себе может нас удивить. Так что сказать что-то сложно даже.
Наверное кто-нибудь состряпает клон Амонг Ас, только подороже. Может "мафия" вообще станет новым трендом, на замену батл-роялям? От них кстати новинок ждать не стоит, как жанр они уже себя изживают, мне кажется. А вот штучки вроде Fall Guys или Among Us зашли неплохо, а значит кто-нибудь наверняка захочет повторить успех. Phasmophobia показала, что людям всё ещё интересны кооп-хорроры. Вообще людям интересен кооп и возможность общаться друг с другом, так что такого ждать стоит. Ещё мобильный рынок цветёт деньгами, кстати.
Но это не значит, что одиночные игры стоит закапывать. Киберпанк хоть релизнулся и через одно место, но продажи всё равно прекрасные: уже с 15 млн копий. А значит на взрослых играх тоже можно зарабатывать. Одиночных, я хотел сказать.
Закругляемся.
Нус, на этом я хочу закончить данную статью. Спасибо, что прочли! Думаю, вам есть что написать в комментах по поводу уходящего года, так что не стесняйтесь там в выражениях. Всех прочту. Ну и... С Новым Годом! Счастья, радости и побольше хороших игр нам всем! Не забудем же, что мы с вами - геймеры. И являемся представителями интереснейшей индустрии, которой, правда, последнее время всё чаще надо давать пинка. Но и видеть то прекрасное, что она нам дает тоже надо. Всё, пока.